Сибирские огни, 1980, № 4

192 АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН ный; и мир этот вдруг раскрылся ему; а следом Герасим почувствовал, что и он должей быть в этом мире,— внутренняя потребность, которая сразу, едва он осо­ знал ее, начала двигать его поступками. Он тоже принадлежал теперь Яконуру». Так рационалист и технарь, пройдя нрав­ ственную эволюцию, «огуманитаривание», соединив в себе эмоциональное и рацио­ нальное, рождает бесценный сплав души и ума, становится- гражданином, способным на самый высокий поступок во имя приро­ ды и человечества. Было бы, впрочем, преждевременным считать роман «Яконур» шедевром. Все здесь пока еще в стадии эксперимента. Д. Константиновский много и не совсем, не везде удачно, как мы имели возможность убедиться, экспериментирует с героями, с композицией, с формой повествования. Особенно с формой. В принципе верно уга­ дав героев, Д. Константиновский, думается, не сумел уместить их в необходимую фор­ му. Кинематографичность романа, мелкая «раскадровка» на всей его огромной (в тридцать с лишним листов) площади утом­ ляет читателя, затрудняет восприятие, от­ влекает и распыляет внимание, не давая сосредоточиться на узловых моментах. Д. Константиновский не заботится об ассо­ циативных «мостиках» между эпизодами- кадрами. Это броско, даже как будто современно и в какой-то степени соответст­ вует импульсивному развитию сюжета, на­ пряженно-рефлексивному мышлению геро­ ев. Однако вносит и путаницу, приводит к ребусам композиционно-стилистического характера. Стилистическая усложненность * и вычурность далеко не всегда соответству­ ют сложности мыслей, заложенных в про­ изведении. Вот два показательных для сти­ листики «Яконура» примера. «— Спокойной ночи. Поцеловала его. * — Приходите завтра. И все будет. Яобе­ щаю». Это финал первого свидания Герасима и Ольги. Затем, без всякого перехода: «Он миновал серо-коричневые заросли и вошел в зеленые. Остановился. Я вижу его, вот он. Красивый профиль, отсвечивает слегка выкаченный глаз. Моло­ дое, легкое, обтекаемое тело. Он не из тех, кто подкарауливает добычу: он догоняет». Находясь под впечатлением предыдущего эпизода, читатель по ассоциации думает, что и далее речь идет о Герасиме, который пробирается по каким-то зарослям, возвра­ щаясь со свидания. И что это у него кра­ сивый профиль. Нет, оказывается, речь уже идет о рыбе, неизвестно откуда появившей­ ся, но которой вдруг стал любоваться ав­ тор. Или: «Стояла в тишине, смотрела, как идет вокруг жизнь совсем неотличимая от кам­ ней брандтий и хиалелопсов,— пока не дви­ нутся, их не заметишь; красных и фиолето­ вых эулимноголелариусов, разбегающихся по своим щелям; зеленых, с оранжевыми крапинками спинакантусов; таких светлых паллалеаза...» Контекст для понимания этой красивой абракадабры тоже ничего не даст. Она втиснута между диалогом двух ученых в лаборатории генетики и эпизодом-беседой неких высокопоставленных лиц, решающих государственные вопросы. 1 Автору романа «Яконур» можно было бы высказать немало и других претензий, но, поскольку доскональный конкретный раз­ бор означенного произведения не входит в наши планы, ограничимся этими замечания­ ми, признавая в то же время, что, как бы то ни было, новаторские поиски Д. Кон- стантиновского заслуживают внимания и являются шагом к созданию современного положительного героя. Отмечая активное влияние НТР на лите­ ратуру и искусство, мы все же должны за­ метить, что это не единственный, да и не самый в перспективе надежный резерв. Придет время и, сделав свое дело, НТР как явление исчезнет. Технический прогресс рано или поздно урегулируется с общест­ венным развитием. Будем надеяться, про­ должится мир на земле. И, видимо, в обо­ зримом будущем мы сумеем устранить большинство нынешних проблем общест­ венного и бытового порядка. Однако лите­ ратура не может существовать на ниве без­ мятежного благополучия, лишенная боль­ ших проблем. Что тогда? И на этот вопрос мы должны искать ответ уже сегодня. ♦ Рукописи объемом менее авторского листа не возвращаются. Журнал «СИБИРСКИЕ ОГНИ» № 4 — 1980 г. Издатель: Западно-Сибирское книжное издательство, 1980 г. Художественный редактор А. Н. ТОБУХ. Технический редактор H. М. ПОТОЦКАЯ. А д р е с р е д а к ц и и : Новосибирск. 50, Красный проспект, 80. Телефоны: гл. ред.—22-19-41, зам. гл. ред.—21-54-28, отд. прозы —21-53-67, отд. очерков —21-56-09, отд. поэзии —21-56-29, отд. критики —21-56-23, отв. секретарь —21-55-18, зав. редакцией —21-56-23. Сдано в набор 26 декабря 1979 г. Подписано к печати 14 марта 1980 г. Формат бумаги 70Х108'/и. Печать высокая. Уел. печ. л. 16,8. Печ. л. 12. Уч-изд. л. 18,91. Тираж 107000. МН00214. Цена 50 коп. Новосибирск, тип. изд-ва «Советская Сибирь». З ак аз 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2