Сибирские огни, 1980, № 4
НА ПУТЯХ В НЕЗНАЕМОЕ 191 Такая задача не под силу традиционному герою с одномерной нравственной про граммой. И Акимы, и старухи Дарьи могут являть собой образец сколь угодно нрав ственного отношения к природе и всем, что с ней связано, но они могут быть только в роли сожалетелей, внешне активных, даже воинствующих, вносящих смуту в людские умы (как старуха Дарья у В. Распутина), но, по сути, бездеятельных. Колесо прогресса не то что остановить, чуть сдвинуть в сто рону с его пути — они не в состоянии. С другой стороны, деловитость, не под крепленная прочной нравственностью, тоже несет непоправимый вред не только при роде, но и обществу. Инженер, у которого отсутствует гуманитарное начало, рано или поздно из созидателя грозит перейти в свою противоположность — разрушителя. Неудивительно, что одним из принципи альных вопросов в романе «Яконур» стал вопрос о том, как жестокую необходимость дела примирить и совместить с хрупкой нравственностью. Не так-то, оказывается, это и просто. Не сложно получить результаты анализов, до казывающих, что спуск стоков химкомбина та, построенного на берегу Яконура, губи телен для уникальных вод озера. Гораздо труднее выбрать принципиальную и верную позицию в столь неоднозначном вопросе: быть ли комбинату на озере. С одной сто роны, сохранение озера, шире—природы— Дело не конкретно сегодняшнего дня, оно простирается далеко в будущее. С другой— комбинат — день сегодняшний. Он действу ет, его продукция нужна сегодня, сейчас, государство заинтересовано в немедленной отдаче. Правильность выбора в этой слож ной альтернативе определяется не только честностью и бескомпромиссностью, но и умением за нуждами сегодняшнего дня ви деть перспективу, а также чувствовать себя частицей единого живого организма при роды. Качества эти далеко не всегда заложены в человеке в готовом виде. Нравственность надо постоянно развивать и воспитывать. Вот почему с такой настойчивостью звучит в романе мотив «огуманитаривания» техна рей. Необходимость «огуманитаривания» начинают сознавать даже такие закончен ные технари, как главный инженер яконур- ского комбината Столбов, всегда с гордо стью считавший себя частью «огромного, мощного, всеобъемлющего, набирающего скорость механизма». Что-то вдруг пере стает срабатывать в этом механизме, про тивореча себе и себя изживая. Столбов, превратившийся в бездушный производст венный механизм (это ли не дошедшая до логического предела «чешковщина»), слом лен, раздавлен и выброшен «своей рас тущей центробежной силой куда-то на са мый край, на обочину, подальше, прочь от себя, словно стал стыдиться его, Столбо ва». Как-то не очень естественно выглядит рядом со Столбовым фигура еще одного производственника в романе — директора комбината Шатохина. А неестественно по тому, что он выпадает из тех координат, в которых выстроен «Яконур». Мало того, что Шатохин напрочь лишен понимания, необ ходимости «огуманитаривания»,— перед на ми выступает легковесный, твердолобый, закоснелый до мозга костей начальничек. Он тоже откуда-то оттуда, из пятидесятых годов. И здесь, убегая от традиции, Д. Кон- стантиновский невольно оказывается у нее на крючке. Конечно, понятно желание ав тора создать разные, даже в чем-то проти воположные образы руководителей. Но не до такой же степени. Не до измены жиз ненной правде. Времена кадровых бюро кратов, готовых лечь за справку на амбра зуру, прошли. С этим надо считаться. Кроме того, Шатохин-то видится как раз боль ше как фигура трагическая, нежели коми ческая и даже местами фарсовая, какой она предстает в романе. Вспоминается другой директор, другого комбината — герой фильма С. Герасимова «У озера». Того директора прекрасно ис полнил В. Шукшин, с поразительной силой и прозорливостью почувствовавший трагич ность противоречий своего героя. А тра гичность его в том, что он вынужден пла тить за чужие грехи и ошибки: за голово тяпство проектировщиков, чьей халатностью и нерадивостью была создана байкальская проблема, за местнические притязания и ведомственную междоусобицу, за свою не возможность что-либо изменить. Трагедия долга и чести, двойственной и противоре чивой ответственности: перед теми, кто по ручил ему конкретное сегодняшнее дело, и теми, кто будет жить завтра, кто не про стит ему погубленной природы. Созревание гуманистического начала, гу манизация души лежит и в основе разви тия образа главного героя романа «Яко нур»— молодого ученого Герасима. Герасим — личность незаурядная, но на первых порах ему очень недостает твердо го нравственного стержня и большой жиз ненной цели. Движет поначалу Герасимом голое честолюбие, азарт погони. Кто пер вым выполнит модель Яконура? Кому до станутся лавры? В такой постановке, как бы важно оно ни было, лишенное нравствен ной оболочки, любое практическое дело, равно как и любая научная идея, самодель ны. Так же, как нет искусства для искусства, не может быть и дела ради дела. Вероятно, поэтому так непрост и запутан путь Гера сима. Трудности Герасима возникают еще и от непонимания взаимосвязанности жиз ненных процессов. Для Герасима, с кото рым мы знакомимся в начале романа, диа лектического единства «личность — об щество — природа» не существует. Он индивидуалист, одиночка. Но одиночкам, как бы талантливы они ни были, не по си лам сложнейшие задачи, выдвигаемые со временным научно-техническим прогрес сом. Понадобится время и немалые затра ты душевной энергии, прежде чем Герасим поймет это и осознает себя в этом мире. Большой целью, смыслом жизни, счастьем и долгом становится для Герасима Яконур: «Он обнаружил целый мир людей, о су ществовании коего не подозревал, мир для него совсем новый, незнакомый, непривыч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2