Сибирские огни, 1980, № 4
190 АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН В данном конкретном случае безоглядное заимствование предшествующего опыта да ло Б. Машуку пользы ровно столько же, сколько машинисту мощного многокубово го экскаватора опыт землекопа с лопатой. А результат — все малокровней, неубе дительней, да и попросту неинтереснее становится сегодняшний положительный герой. Для иллюстраций мысли об осторожном обращении с традицией мы взяли повесть молодого еще писателя, ошибки и творче ские просчеты которого можно, в конце концов, списать и на неопытность. Однако инерция традиции не обходит и признанных мастеров слова. Развенчивая в «Царь-рыбе» бездуховный рационализм Герцева, В. Астафьев в каче стве духовного и нравственного антипода выдвигает фигуру Акима, знакомого, при вычного человека от земли, сына матушки- природы. Вне природы Аким немыслим, и, естественно, относится он к ней с нераз думчивой сыновьей преданностью. Поболь ше бы нам Акимов — сквозит в повести мысль — сама собой бы отпала забота о сохранении природы, о гармонии человека и природы. Возможно, и так. Но не совсем реально. Как ни хорош Аким, как ни за манчиво иметь его эталоном нравственного здоровья, не он все-таки определяет лицо нашего современника. Так же, как несколько наивно старуху Дарью из повести В. Распутина «Прощание с Матерой», ярко выраженную носительницу корневой народной мудрости и нравст венности, чуть ли не антагонистически про тивопоставлять научно-техническому про грессу. Все сейчас сложней, противоречи вей. Й ностальгические слезы в проблеме «человек и природа» — плохой помощник. Противопоставляя Акима Герцеву, В. Ас тафьев не только лоб в лоб столкнул ду ховное и бездуховное (тут никаких возра жений быть не может), но и подспудно противопоставил эмоциональное рациональ ному. Мы же все более убеждаемся, что в эпоху НТР наиболее типичным становится как раз герой, органически синтезирующий оба эти качества. Недаром в своем докладе на выездном секретариате правления СП РСФСР в июне 1978 г. в Новосибирске Да ниил Гранин подчеркнул: «Рациональность и эмоциональность. Этот спор — что лучше, что важнее — так же сомнительно плодо- твЬрен, как давний спор физиков и лири ков». Итак, не в «обновлении» традиционных схем и характеров видится путь к появле нию новых шедевров. Необходимо вырвать ся из пределов привычных представлений привычного мира. Но для этого — согласны с В. Шапошниковым — нужна «совершенно иная точка отсчета». В художественном же синтезе эмоционального и рационального видится один из возможных путей к откры тию новых типов и характеров. Мыслью о синтезе проникнут роман Д. Константиновского «Яконур». Поднимает он, по сути, те же проблемы, что и астафь евская «Царь-рыба»: о месте человека в едином природном комплексе, о взаимо влиянии природы и человека. Все — от ма лой капли до Вселенной — взаимосвязано, взаимозависимо, переходит одно в другое звеньями единой непрерывной цепи, в ко торой потеря хотя бы одного эвена не только нарушает экологическое равновесие, но и отражается на нравственной природе человека. Природные и общественные про цессы завязаны в единый неразрывный узел, и посягательство на эту гармонию мирового бытия неизбежно ведет к опусто шению как земных, так и душевных ресур сов. Таков пафос обоих произведений. Однако сходные проблемы решаются у В. Астафьева и Д. Константиновского в раз личных художественных координатах. Дело даже не в том, что степень приближения к предмету изображения у этих разных по манере писателей различна: если Аста фьев идет от части к целому, то Констан- тиновский предпочитает сначала рбозреть всю картину. Очень наглядно это заметно в описании нарождающегося утра, кар тина которого присутствует в обоих про изведениях. Астафьевское «утро» известно широко, к тому же В. Шапошников в статье «Чтобы стать классиком» уже цитировал это Место. Приведу лишь отрывок из «Яко- нура»: «Солнце оторвалось от перевала, чуть поднялось над ним и приостановилось, еще неяркое, в пустом, светлом, покуда студе ном утреннем небе; отразилось в воде не броско, осторожно. Бухта просыпалась, и, приходя в себя, вновь себя осознавая, вслушивалась, и, как делало это каждое утро, поверяла, не ше лохнувшись, до тех пор весь мир, который она в себе знала; прислушивалась к непре рывному самодвижущемуся ходу жизни в своем лоне, реакциям, сменам, бесконеч ным рождениям, катаклизмам и копоше ниям. Этому не было начала во времени и не было конца. Как не было ни начала, ни кон ца в пространстве. И она, в свой черед, была частью большего, бухтой Яконура, а Яконур принадлежал к большему, чем он, а то большее включалось еще в другое...». Но, повторяем, дело не только в различ ном стилистическом подходе. Ставя целый комплекс проблем экономического, фило софского и нравственного порядка, Д. Кон- стантиновский рассматривает их не с пози ций патриархальной нравственности и аб страктного гуманизма, а прежде всего диалектически, с четких позиций единства и борьбы противоположностей. Гораздо проще заявить, что гигантские ГЭС губят нерестилища и пойменные зем ли, хотя это есть чистая правда. Не столь сложно сделать вывод, что цивилизация, технический прогресс плодит моторизован ных, оснащенных самыми современными орудиями истребления, губителей природы. Не составляет особого труда устами муд рых старух насылать проклятия на этот са мый технический прогресс. Труднее, взве сив все «за» и «против» тотального вторже ния в природу, понять необратимость этого процесса и направить все силы на обузда ние и на подчинение его разумной воле,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2