Сибирские огни, 1980, № 4
НА ПУТЯХ В НЕЗНАЕМОЕ 189 весть, а большой очерк с преобладающей репортажно - перечислительной интонаци ей. Автор слишком спешит, восхищенный, вероятно, мощью свершающегося, не оста навливается, ни на мгновение не придер живает себя, чтобы осмыслить происходя щее. Напор материала подавляет писателя. Как следствие — непрописанность характе ров, деталей, нагромождение готовых га зетных истин. «БАМ— это не только вечная мерзлота, не только тайга с бездорожьем, про что везде пишут»,— утверждает Б. Машук, и мы, совершенно согласные с ним, ждем, а что же еще? «Да, не Крым тут у нас. Живем на южном берегу Ледовитого океана. Ле том — пыль да грязь непролазная, комарье, мошкара, зимой — метели». Оказывается — все то же. Масло масляное. Неумение просто, емко, выпукло выра зить крупное, масштабное сказалось и на образе Лютова. Лютов — личность несом ненно героическая, своего рода живой сим вол «стройки века». А раз так, считает автор, слова и мысли его должны точно соответствовать заданной этому герою про грамме. И вот они, мысли героя: «И кто бы знал, как важно, как нужно закрыть пунк тиры красной чертой и довести ее до от метки сто три». Или: «Жизнь всегда обнов ляет человека и его окружение. Мало один раз родиться — необходимо каждый день обновляться, идя выше к лучшему, совер шенному. Эти выводы были выстраданы Лютовым». Когда Павел Корчагин рассуждал о том, что «самое дорогое у человека — это жизнь», ему нельзя было не поверить, по тому что прежде чем «допустить» своего героя до этих высоких слов, Н. Островский доказал их искренность и выстраданность всей предыдущей жизнью Павла. Впрочем, и без того эти слова звучали революцион но — никто еще до героя Островского та кой мысли не выразил. Но как-то не веришь выспренним думам героя Б. Машука. Не верится, что этот перехлестывающий через край газетный пафос есть чувства, выстра данные Лютовым. Когда же автор позволяет спуститься своему герою с олимпийских высот, не сколько расслабиться, он сразу делается ближе, понятнее, человечнее, а главное, жизненнее. Более внимательное отношение к внутреннему миру Лютова сразу же по могает оттенить как деловые, так и герои ческие качества начальника мостопоезда. Вот, например, Лютов крупным планом, на едине с собой, без ретуши псевдороман- тического героизма: «Лютов откинулся к спинке стула, вздох нул, прикрывая глаза. Ч-черт, вот еще... Представилась стопка таблеток, которые предстоит глотать, и холодок подушки, до которой ему, как до сто третьего». Эта «стопка таблеток», о которой дума ет заболевший, но продолжающий нахо диться на посту Лютов, заряжена напряже нием момента во сто крат сильнее, чем все предыдущие публицистические клише. А теперь зададимся таким вопросом. Предположим, что автор «Трудных километ ров» учел все наши конкретные замечания, повесть стала стройнее, изящней стилисти чески, более удачно прописана в деталях и характерах. Предположим даже, что пи сателю удались бы и коллективный герой, и Лютов. Произошло бы тогда художествен ное открытие? Думается — нет. Но ведь БАМ, новый материал, особые условия? Материал новый, да брать-то его пытаются старыми способами. Б. Машук, как и мно гие, многие современные авторы, побоял ся шагнуть в сторону из накатанной колеи традиции. Хотя бояться надо как раз обрат ного: не отойти от традиций, понимаемых как свод обязательных правил, а оказаться у них в плену. Избрав аврал основой центрального кон фликта и основой композиционной структу ры, Б. Машук не учел главного, что искомая ситуация хороша в том случае, если она реально допустима и объективно необходи ма. Освещение трудового героизма через призму штурмового накала вполне было оправдано во времена первых пятилеток. Трудовые рекорды 20—30-х годов, кроме прямой своей функции — экономического преобразования страны, несли и дополни тельную нагрузку: являлись важным мо ральным и политическим стимулом. Ими в какой-то степени покрывалась недостаточ ная техническая оснащенность, отсутствие четкой организации производственных, про цессов, да и просто отсутствие необ ходимого опыта. В наши же дни штур мы воспринимаются как неумение рацио нально и толково трудиться. Естественно, что подходить к изображе нию современного производственника в современном производственном процессе со старыми мерками ошибочно. Тут лите раторов неизбежно будут подстерегать неудачи. Прав В. Шапошников, утверждая, что произведению на производственную те му «нужна прежде всего совершенно иная модель конфликта». Добавим — не только конфликты, а вся система художественных средств. К сожалению, многие наши пи сатели, научившись добротно работать на традиционном материале, ¿толкнувшись с материалом иного качества, продолжают механически переносить на новую почву апробированные приемы, взгляды, обобще ния, а оттого оказываются не в состоянии преодолеть его сопротивления. И «железный» Лютов, и молодые рабочие мостопоезда сделаны явно по образцу и подобию героев 20-х годов. Недаром же сразу вспоминается строительство узкоко лейки в романе «Как закалялась сталь». Та кая похожесть тем не менее не делает героев Б. Машука современными Корчаги ными. И не только потому, что автор не дотянул их художественно. Изменились ха рактер и смысл трудового героизма. Клас совый характер борьбы на трудовом фрон те давно уступил место социально-нравст венному, а некоторые литераторы, пишущие на производственную тему, и по сей день стараются втиснуть свои творения в рамки штурмового героизма первых пятилеток. Идет это совсем не от какой-то особой не обходимости — от плохой традиционности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2