Сибирские огни, 1980, № 4
188 АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН прозаиков, как В. Белов, В. Астафьев, ф. Абрамов, В. Лихоносов, Ю. Казаков, В. Коньяков, В. Распутин и многих других. В обновлении типа и в совершенствова нии владения художественным инструмен тарием классиков видит, кстати, самый на дежный путь к увеличению количества шедевров, повышения качества литературы В. Шапошников. Несомненно, овладение тайнами мастер ства классиков повысит (и без того доста точно высокий) общий средний уровень нынешней литературы. А литературная практика, в особенности опыт лучших пи- сателей-«деревенщиков» по'казывает, что творческое переосмысление классических традиций позволяет отыскать в характере русского человека неожиданные грани. Но сам-то этот характер давно знаком и никакое «обновление» не в силах изменить его основной сути. Сам-то характер там, в прошлом, или уходящем, но не в сегодняш нем и уж тем более не в грядущем. Он сформировался как обобщенный тип до конца, художественно почти совершенен — осталось добавить к нему несколько незна чительных штрихов, и можно говорить, что он честно отслужил свой век в литературе. Мы все, конечно, вышли из гоголевской «Шинели», но сколько же можно ее латать да перелицовывать? Пора бы, следуя при меру Акакия Акакиевича, начать шить но вую. Ах да, конечно, мы позволяем себе глу миться над традицией, мы забываем, что «шинель» эта побывала на плечах чуть ли не всех русских классиков. И все же в на ше время, когда мы достигли некоего пре дела в разработке общечеловеческого, когда известны практически все условия и типические обстоятельства проявления об щечеловеческого, когда создан русский национальный характер во всей его много гранности, следует, Видимо, особое внима ние обратить не на очередное обновление и не на еще более успешное использование художественного инструментария предше ственников (хотя в рабочем процессе пи сателя это было и остается непременной задачей). Необходимы поиски принципи ально нового типа, нового героя литерату ры, причем героя положительного, актив ного, отражавшего бы преобразовательский пафос сегодняшней жизни. Необходим и поиск новых жизненных пластов и совер шенно новых художественных средств их освоения. Что касается традиции, то она — не в подражании, не в копировании классических завоеваний, не в добавлении ничего уже не значащих штрихов на великом полотне; традиция прежде всего заключена в пере нимании того высокого мятежного духа борьбы и нравственных исканий, который так высоко вознес русскую литературу и который — увы — многие современные пи сатели слишком поспешно посчитали «от работанным паром». Ну, и чего, казалось бы, проще — при ступить к разработке новых жизненных пластов. Могучих социальных потрясений, которые перетряхивают жизнь общества снизу доверху, нынче нет, но это не значит, что жизнь остановилась. Ее течение только умерилось, ушло в глубину. К тому же, есть в наше время события, которые внеш не сродни хотя бы событиям 20—30-х го дов. Это великие стройки сегодняшнего дня — КамАЗ, сибирские нефтепромыслы, БАМ; все это требует художественного во площения, являясь неплохим для писателя исследовательским материалом. И пишут, довольно активно, неплохо иногда. Можно привести целый список имен, занимающих ся одной только «сибирской» темой. Но от чего же тем не менее не появилось пока произведений, равных по силе таким (возь мем пока лишь чисто производственную те му), как «Время, вперед!» В. Катаева, «Це мент» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Танкер Дербент» Н. Крымова? Обратимся к одному из немногих произ ведений о Байкало-Амурской магистрали — повести Б. Машука «Трудные километры». Автор знакомит читателя со своими геро ями в ночь решающего штурма. «Задача та кова: кровь из носу, но завтра мы должны быть на сто третьем»,— призывает рабочих начальник мостопоезда Лютов. Подобная «пиковая ситуация» достаточно традицион- на. Не будем пока обвинять Б. Машука в злоупотреблении расхожей схемой. Как-ни как писатель стремится дать характеры героические, соответствующие величию и размаху «стройки века». А момент предель ного напряжения сил всегда помогал до стичь этого кратчайшим путем. «В эту ночь они обязаны уйти на трассу. И сделать почти невозможное, превышаю щее понятие о пределе человеческих сил». В повести взаимодействуют два типа ге роя: герой коллективный — рабочие мосто поезда, шире — строители магистрали, и герой-личность в лице инженера Лютова. Они неразрывно связаны. Инженерная мысль Лютова, его деловые и организаци онные качества помогают четко, слаженно выполнить труднейшее задание. Но чего бы стоили все старания Лютова без воли, му жества и самоотверженности рабочих! Как же реализуются авторские заготовки? Повесть очень густо населена. Десятки эпизодических персонажей должны, по мысли автора, стать штрихами коллектив ного портрета строителя БАМа. Тем не ме нее коллективного портрета не получилось. Увлекшись напряжением момента, Б. Машук выпускает из поля зрения главное — сущ ность современного рабочего человека. Строители магистрали в повести «Трудные километры» больше интересны как произ водственные единицы, выполняющие кон кретное задание, чем люди, обладающие «тайным, личным миром». Да и о каком внутреннем мире может идти речь, если характеристики рабочим мостопоезда да ются автором с беспристрастностью лично го дела отдела кадров? Это тем более печально, поскольку сама ситуация, напря жение момента переданы довольно живо, местами даже захватывающе. Однако не умение создать полноценный художествен ный образ отрицательно сказывается на всей повести, которая в целом скорей и не по-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2