Сибирские огни, 1980, № 4
НА ПУТЯХ В НЕЗНАЕМОЕ 187 ский щит в качестве наиболее ярких геро ев современности,— тоже история, осколок прошлой жизни, уходящего уклада. Да и сами эти герои стали своеобразной данью традиций русской классики и родились под решающим влиянием великих знатоков рус ской (прежде всего — крестьянской) души: Толстого, Г. Успенского, Тургенева, Бунина. Они стали всего лишь подтверждением, пусть талантливым, но все-таки подтверж дением тех выводов о сути русского кре стьянина, которые век назад были сделаны великими русскими писателями. Исключение в когорте признанных «де ревенщиков» сегодняшнего дня составил 6^1 лишь В. Шукшин, первым почувствовав ший ветер перемен в современной деревне, первым «засекший» маргинального героя (еще не горожанина, но уже и не деревен ского жителя). И что особенно отличало В. Шукшина, что уводило вперед от со- братьев-«деревенщиков» — это отсутствие ностальгических настроений по уходящей под напором социально - экономических преобразований исконной полупатриархаль- ной деревни, понимание закономерности и необходимости, таких перемен. Впрочем, само по себе понимание мо мента при отсутствии социально активной личности в произведении, одухотворяющей и приводящей в движение всю художест венную структуру его, недостаточно. Герой повести В. Коньякова «Снегири.го рят на снегу» художник Андрей Уфимцев, переживая творческий кризис, едет в род ную деревню, смутно надеясь, что здесь приобретет он все, чего не хватает ему для творчества. Но возвращение к истокам, как ни странно, его не вдохновляет: деревня, которую Андрей знал, к которой привык с детства, ушла в прошлое: «Моя деревня за окнами. Возит сено тракторами. Все школьники после четырех классов живут в районном городке в обще житии, и каждую субботу за ними выезжает колхозная машина. А я, единственный в те давние годы окончивший десять классов, ходил в школу каждый день пешком... ...Мне нечего наносить на нетронутый холст. Проникнувшись тоскливым шелестом соломы, написать человека с вилами у за индевевшей коровы, его одинокую обособ ленность и остаться анахроничным. Для него заснеженный этот двор давно уже имеет другую значимость. Мир, за)эя- женный напряжением мысли, уже давно коснулся самых глубоких закутков его ду ши, раздвинул границы его потребностей. Выписать человека, забытый двор, изо бразить внешние атрибуты жизни,— о, это было бы так просто! А время требует от жизни ответить, что я думаю по поводу этого двора. Что думаю по поводу этого человека. Что думаю по поводу...». Уфимцев никак не может ухватить черты нового человека современной деревни. Мешает сила традиции, инерция привычно го представления, хотя, в общем-то, и не замешаны рефлексии Уфимцева на кондо вой тоске по старой доброй деревне. Проблема современного села в повести «Снегири горят на снегу» решается с точки зрения той нравственной отдачи, какую несут в себе социально-экономические пре образования. Писателя тревожит, что с ма териальным ростом стала ослабевать по требность деревенских жителей в красоте, мельчают духовные ценности. И в вопросе о духовном мельчании всегда богатой тра дициями сибирской деревни В. Коньяков занял весьма решительную позицию. Что ж, тревога писателя по поводу создавшейся дисгармонии вполне оправдана. А выход автор (и с этим трудно не согласиться) ви дит не во внешних проявлениях культурно сти села (улучшение быта, благоустройства, материальной обеспеченности), не в расши рении ассортимента развлечений, от меха нического потребления которых толку все равно мало. Автор «Снегирей» уповает на появление на селе таких умных, тонких, остро чувствующих чаяния и запросы лю дей, носителей культуры, как молодая учи тельница Катя Холшевникова. И вот тут, нам кажется, В. Коньяков ока зывается в плену той самой традиции и 'инерции, о которой упоминалось выше и которая довольно уверенно продолжает взнуздывать многих нынешних писателей- «деревенщиков». Преобразовывать деревню извне, «при шлыми силами», пытались еще народники. Неудача их деяний, несмотря на искрен нюю любовь к народу, крылась в том, что они не учитывали факторе несовместимо сти, неизбежно сказывающегося (хотя бы на первых порах) при внесении в какой-то прочно связанный цельный организм, каким всегда являлась деревенская община, чуже родного Тела. С чисто житейской точки зрения общеиз вестно, что хуже всего приживаются в де ревне молодые учителя, врачи, агрономы и т. д., выросшие и воспитанные в городе, и, как правило, хорошими работниками ста новятся вернувшиеся на родину после ву зов жители сельской местности. Преобразователем культурной жизни родного села мог бы стать Уфимцев, но он уже слишком маргинален, и его запро сы, по сути, слишком далеки от запросов деревни. Других носителей активного социального заряда в повести «Снегири горят на снегу» нет. А без них туго заведенная пружина актуальных проблем так и не получила хода. Беда эта — не одного В. Коньякова. Один из участников дискуссии «Деревенская про за: большаки и проселки» 1 А. Устинов констатирует: «Деревенская ветвь нашей литературы, несмотря на внушительное ко личество произведений, меньше других явила на свет социально активных героев». Отчего же, имея в своем активе немало интересных самобытных характеров, «дере венская проза» наших дней почти не наде ляет их чертами социальной активности? Здесь придется ' коснуться вопроса осво ения традиций и обновления типов. На них основано творчество таких известных наших 1 «Литературная газета», 10 октября, 1979 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2