Сибирские огни, 1980, № 4

186 АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН О. Смирнова, В. Распутина, Е. Носова, Г. Бакланова... Великая Отечественная война наделила советских писателей не только горьким опытом, дала им не только память великих событий, но и возможность решать слож­ нейшие нравственно-социальные и художе­ ственные задачи. Но, прежде всего, опыт войны позволил поднять на новую художе­ ственную высоту образ положительного героя. Не случайно, что и до сих пор литера­ тура о войне удерживает передовые по­ зиции. Это замечательно, что военное лихолетье неистребимо из памяти народной и памяти художнической. Но жизнь идет дальше, давно уже мирная жизнь. И, продолжая думать о прошедшей войне, мы главное внимание уделяем нашим дням, современ­ ной действительности. Окончательная победа социализма внутри страны и значительные успехи в борьбе за мир на международной арене привели к тому, что наша страна вступила в период относительно спокойного развития. Какое же значение данное обстоятельство имеет для дальнейшего движения лите­ ратуры? Прежде всего то, что жизнь зна­ чительно усложнилась. Традиционные пла­ сты народного бытия, разрабатываемые по­ чти два века, иссякают. Несомненно, пока что и ыа традиционном материале можно найти что сказать, но, все-таки, это остатки, поскребыши тех могучих залежей, коими располагала литература XIX в. Современная литература постепенно подходит к тому пределу, когда в традиционном круге про­ блем она уже ничего не сможет сказать нового, свежего, составляющего «колорит и смысл всей эпохи». Конечно, современная действительность даст свежий, горячий ма­ териал и с лихвой заменит старые источни­ ки, но в настоящее время материал этот, в частности связанный с процессами НТР, еще не сформировался, не приобрел зри­ мых очертаний, еще не может стать полно­ ценным сырьем для создания качественно новых художественных образов (в чем мы убедились, ведя разговор о творчестве И. Дворецкого и А. Гельмана). Все это при­ водит к тому, что многие современные пи­ сатели благоразумно откатываются на «за­ ранее подготовленные позиции» доброго, старого критического реализма. «День за днем,— пишет А. Панков в статье «Судьба конфликта» *,— литература воспроизводит нравственные задачи, быту­ ющие в повседневной жизни народа- Свя­ зующим звеном в столкновении сегодняш­ них героев становится критика тех явлений социального, этического и психологическо­ го порядка, кои расходятся с гуманистиче­ скими идеалами и ведут к деформации со­ циалистических отношений, к нарушению нормальной жизнедеятельности общества, к ослаблению его реальной жизнеспособ­ ности». Все это, разумеется, важно, нужно, все это подтверждает, что конфликт стал «ме­ нее социальным, но более нравственным», ' «Сибирские огни», 1980, ■№ 1 . но тем не менее не стоит этим удовлетво­ ряться и надеяться, что в этом и должна заключаться суть перемен в жизни литера­ туры. Углубление в нравственность вовсе не означает, что автоматически снижается внимание к социальному, что нравственная утонченность героя значит больше его со­ циальной активности. Конечно, стабилизация общественной жизни значительно затрудняет поиск соци­ ально активного героя современности. Ве­ ликие события рождают великие проблемы, конфликты, становятся источником страстей исключительной силы, рождают, как мы убедились, выдающиеся художественные произведения. С удалением от эпицентра катаклизма, лишаясь особых условий, лите­ ратура начинает вязнуть в мелкотемье, вто- ричности, приземленности. Стабилизация (и от этого никуда не денешься) рождает по­ вседневность, монотонность, хорошо отла­ женную повторяемость и закрепление про­ веренных жизненных позиций. И если при определенном уровне общественного раз­ вития это благоприятно сказывается в поли­ тической или социально - экономической областях, то для литературы становится тормозом, который необходимо преодо­ леть. Чтобы преодолеть этот тормоз, надо уси­ лить поиски социально активного героя, ибо только социальная активность героя в сочетании с острой социальной позицией писателя при прочих равных условиях смо­ жет сделать художественное произведение выдающимся. Вопрос о положительном герое никогда не снимался советской литературой с по­ вестки дня, но в наши дни стоит он особен­ но остро. В одной из последних своих ра­ бот, выражая общую литературную и партийную политику, В. Озеров пишет: «Действительно, очень актуален вопрос об отображении героики, романтики нашей действительности, о создании образа поло­ жительного героя» *. Это тем более важно, что общественную активность социалисти­ ческий реализм тесно связывает с пробле­ мой положительного героя. Любопытно проследить, каков же он, положительный герой наших дней? Хоте­ лось бы подчеркнуть — наших, сегодняшних дней, ибо совершенно верно заметил В. Липатов, что вся наша литература по­ следнего десятилетия — литература «исто­ рическая», так как, согласитесь, и роман о коллективизации и повесть о Братской ГЭС есть, в прямом однолинейном смысле, ис­ торическая литература. Это литература, которая, «оглядываясь назад», отображает системой традиционных средств и форм (как правило, не опередивших достигнуто­ го в двадцатые и тридцатые годы) прошед­ ший этап нашей истории»2. Действительно, и беловские Иваны Аф- риканычи, и распутинские старухи, и иже с ними, безоговорочно поднятые на критиче-* 1 1 О з е р о в В. В центре внимания — проб­ лемы творчества. «Вопросы литературы». 1979. № 7. 1 Л и п а т о в В. Настающее настоящее. «Литературная газета». 2 февраля 1977 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2