Сибирские огни, 1980, № 4
186 АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН О. Смирнова, В. Распутина, Е. Носова, Г. Бакланова... Великая Отечественная война наделила советских писателей не только горьким опытом, дала им не только память великих событий, но и возможность решать слож нейшие нравственно-социальные и художе ственные задачи. Но, прежде всего, опыт войны позволил поднять на новую художе ственную высоту образ положительного героя. Не случайно, что и до сих пор литера тура о войне удерживает передовые по зиции. Это замечательно, что военное лихолетье неистребимо из памяти народной и памяти художнической. Но жизнь идет дальше, давно уже мирная жизнь. И, продолжая думать о прошедшей войне, мы главное внимание уделяем нашим дням, современ ной действительности. Окончательная победа социализма внутри страны и значительные успехи в борьбе за мир на международной арене привели к тому, что наша страна вступила в период относительно спокойного развития. Какое же значение данное обстоятельство имеет для дальнейшего движения лите ратуры? Прежде всего то, что жизнь зна чительно усложнилась. Традиционные пла сты народного бытия, разрабатываемые по чти два века, иссякают. Несомненно, пока что и ыа традиционном материале можно найти что сказать, но, все-таки, это остатки, поскребыши тех могучих залежей, коими располагала литература XIX в. Современная литература постепенно подходит к тому пределу, когда в традиционном круге про блем она уже ничего не сможет сказать нового, свежего, составляющего «колорит и смысл всей эпохи». Конечно, современная действительность даст свежий, горячий ма териал и с лихвой заменит старые источни ки, но в настоящее время материал этот, в частности связанный с процессами НТР, еще не сформировался, не приобрел зри мых очертаний, еще не может стать полно ценным сырьем для создания качественно новых художественных образов (в чем мы убедились, ведя разговор о творчестве И. Дворецкого и А. Гельмана). Все это при водит к тому, что многие современные пи сатели благоразумно откатываются на «за ранее подготовленные позиции» доброго, старого критического реализма. «День за днем,— пишет А. Панков в статье «Судьба конфликта» *,— литература воспроизводит нравственные задачи, быту ющие в повседневной жизни народа- Свя зующим звеном в столкновении сегодняш них героев становится критика тех явлений социального, этического и психологическо го порядка, кои расходятся с гуманистиче скими идеалами и ведут к деформации со циалистических отношений, к нарушению нормальной жизнедеятельности общества, к ослаблению его реальной жизнеспособ ности». Все это, разумеется, важно, нужно, все это подтверждает, что конфликт стал «ме нее социальным, но более нравственным», ' «Сибирские огни», 1980, ■№ 1 . но тем не менее не стоит этим удовлетво ряться и надеяться, что в этом и должна заключаться суть перемен в жизни литера туры. Углубление в нравственность вовсе не означает, что автоматически снижается внимание к социальному, что нравственная утонченность героя значит больше его со циальной активности. Конечно, стабилизация общественной жизни значительно затрудняет поиск соци ально активного героя современности. Ве ликие события рождают великие проблемы, конфликты, становятся источником страстей исключительной силы, рождают, как мы убедились, выдающиеся художественные произведения. С удалением от эпицентра катаклизма, лишаясь особых условий, лите ратура начинает вязнуть в мелкотемье, вто- ричности, приземленности. Стабилизация (и от этого никуда не денешься) рождает по вседневность, монотонность, хорошо отла женную повторяемость и закрепление про веренных жизненных позиций. И если при определенном уровне общественного раз вития это благоприятно сказывается в поли тической или социально - экономической областях, то для литературы становится тормозом, который необходимо преодо леть. Чтобы преодолеть этот тормоз, надо уси лить поиски социально активного героя, ибо только социальная активность героя в сочетании с острой социальной позицией писателя при прочих равных условиях смо жет сделать художественное произведение выдающимся. Вопрос о положительном герое никогда не снимался советской литературой с по вестки дня, но в наши дни стоит он особен но остро. В одной из последних своих ра бот, выражая общую литературную и партийную политику, В. Озеров пишет: «Действительно, очень актуален вопрос об отображении героики, романтики нашей действительности, о создании образа поло жительного героя» *. Это тем более важно, что общественную активность социалисти ческий реализм тесно связывает с пробле мой положительного героя. Любопытно проследить, каков же он, положительный герой наших дней? Хоте лось бы подчеркнуть — наших, сегодняшних дней, ибо совершенно верно заметил В. Липатов, что вся наша литература по следнего десятилетия — литература «исто рическая», так как, согласитесь, и роман о коллективизации и повесть о Братской ГЭС есть, в прямом однолинейном смысле, ис торическая литература. Это литература, которая, «оглядываясь назад», отображает системой традиционных средств и форм (как правило, не опередивших достигнуто го в двадцатые и тридцатые годы) прошед ший этап нашей истории»2. Действительно, и беловские Иваны Аф- риканычи, и распутинские старухи, и иже с ними, безоговорочно поднятые на критиче-* 1 1 О з е р о в В. В центре внимания — проб лемы творчества. «Вопросы литературы». 1979. № 7. 1 Л и п а т о в В. Настающее настоящее. «Литературная газета». 2 февраля 1977 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2