Сибирские огни, 1980, № 4
184 АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН может проявляться далеко не сразу, про явиться опосредованно, но оно будет. Исторический путь России XIX в. отмечен тремя основными вехами: войной 1812 г., восстанием декабристов в 1825 году и отме ной крепостного права в 1861 году. На этих же трех исторических китах держится рус ская классическая литература. Ими, однако, XIX в. не исчерпывается. Капитализм еще только входил в силу, еще только начинал в конце прошлого столетия трансформироваться в империализм, загни вание и разложение которого еще предсто яло, но уже зарождалось и крепло новое, революционное, теперь уже пролетарское, движение, которому в "первой половине XX в. суждено было стать решающим. Между этих-то двух полюсов — революци онным дворянско-демократическим движе нием против крепостничества и революци онно-пролетарским движением против ка питализма и империализма — и протекала литературная жизнь России XIX столетия. Они-то и создали, мощное силовое поле антагонистических противоречий, в горниле которых «что ни год, — по выражению В. Шапошникова,— русская литература да вала читателю произведения, которые чуть ли не сразу по выходе их в свет причисляли к разряду классических». Вероятно потому «наиболее урожайным на типические ха рактеры был XIX в.». В чем же заключается влияние трех вер шин русской истории XIX в. на литературу этого периода? Как мы уже говорили, классовые проти воречия феодально - крепостнической Рос сии начала прошлого столетия обострились. Этому во многом способствовала Отечест венная война 1812 г., которая вызвала рост национального самосознания, принесла освободительные идеи и в какой-то мере стала толчком к организации дворянско-ос вободительного движения декабристов. Взлет русского романтизма, представителя ми которого были многие и многие дека бристы, прежде всего обязан 1812 году. С 1812 по 1825 гг. появились лучшие произ ведения Рылеева, Дениса Давыдова. Целое созвездие романтиков-поэтов творит в это время — Баратынский, Вяземский, Одоев ский, Кюхельбекер... Появляется романтиче ская поэма Пушкина «Цыганы». Но это первая, самая мощная, зримая волна. Влияние 1812 г. простирается даль ше, вплоть до Л. Толстого. События Отече ственной войны становятся определяющими в судьбах героев «Войны и мира». Героическая попытка дворянских револю ционеров в 1825 г. окончилась неудачей, но это выступление оставило глубочайший след в политической, общественной и куль турной жизни страны. Вопрос о дальнейших путях развития России на многие годы ста новится главным для русской общественной мысли. Последовавшая после поражения декабристов реакция привела литературу к спаду. Но задушить декабристские идеи не удалось. В условиях правительственных репрессий русская литература продолжала мужать, накапливать силы, ожидая своего часа. И час настал. Декабристы «разбудили» Герцена, Белинского, привели к окончатель ной зрелости гений Пушкина. Непосредст венно под влиянием идей декабризма Пуш кин'берется за историю Пугачевского бун та, а вслед—за «Капитанскую дочку», пишет пламенные послания-призывы в Сибирь ссыльным участникам событий на Сенатской площади, вводит Онегина в последней гла ве своего знаменитого романа в стихах в революционно-дворянские круги сродни тем, что организовывали декабристы. От свет идей декабризма лежит и на «Борисе Годунове». Мысль о «мнении народном» очень важна в трагедии, ибо совершенно осознанно Пушкин считает поддержку на рода основной решающей силой в борьбе с самодержавием. Подспудно это связано с думами поэта о причинах поражения дека бристов, которое подготавливалось как раз в отрыве от народа. Декабризм оказал огромное влияние на другого гения русской литературы — Гого ля. Так же, как Пушкина и Лермонтова, параллельно с ним разрабатывавших исто рическую тему, Гоголя, в отличие от Рылее ва с его «Войнаровским» и «Исповедью Наливайки», интересовала не героическая личность сама по себе, не возвышенно-ро мантические устремления и идеалы этой личности, а прежде всего, факты народной борьбы за свободу, что было закономерно для всей последекабристской эпохи. Таким подлинно народным героем предстал у Го голя Тарас Бульба. Но Гоголь идет дальше. В «Мертвых душах» он дает точный и, в то же время, предельно сатирически заострен ный портрет целого класса — помещичьего дворянства. И в этом беспощадном высме ивании правящих классов с особой силой сказалась революционная настроенность великого писателя. Не погрешим против истины, если ска жем, что историческое значение творчества Лермонтова также в его тесной связи с ос вободительным движением русского наро да. Лермонтов выступил уже в момент спа да революционной волны. Продолжателем дела дворянских революционеров поэт стал уже в новых исторических условиях — в период черной реакции. Лермонтов, как от мечает А. Н. Соколов,— *<стал последним и самым крупным представителем русского революционного романтизма, сближаясь в этом с поэтами-декабристами, продолжав шими создавать гражданско-романтическую поэзию и после 1825 г.» 1 Семидесятые-восьмидесятые годы дали миру целую плеяду великих русских писате лей. Толстой, Некрасов, Достоевский, Тур генев, Островский, Салтыков-Щедрин, Чер нышевский, Лесков, Успенский, а если доба вить, что к концу столетия, в середине восьмидесятых — начале девяностых годов, на арену выйдут Чехов, Короленко, Гаршин, Гарин-Михайловский и, наконец, Горький, то окажется, что последняя треть XIX в. да ла по крайней мере половину русской клас сики. 1 С о к о л о в А. Н. История русской лите ратуры XIX в. (I половина). М., «Просвеще ние», 1974.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2