Сибирские огни, 1980, № 4

184 АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН может проявляться далеко не сразу, про­ явиться опосредованно, но оно будет. Исторический путь России XIX в. отмечен тремя основными вехами: войной 1812 г., восстанием декабристов в 1825 году и отме­ ной крепостного права в 1861 году. На этих же трех исторических китах держится рус­ ская классическая литература. Ими, однако, XIX в. не исчерпывается. Капитализм еще только входил в силу, еще только начинал в конце прошлого столетия трансформироваться в империализм, загни­ вание и разложение которого еще предсто­ яло, но уже зарождалось и крепло новое, революционное, теперь уже пролетарское, движение, которому в "первой половине XX в. суждено было стать решающим. Между этих-то двух полюсов — революци­ онным дворянско-демократическим движе­ нием против крепостничества и революци­ онно-пролетарским движением против ка­ питализма и империализма — и протекала литературная жизнь России XIX столетия. Они-то и создали, мощное силовое поле антагонистических противоречий, в горниле которых «что ни год, — по выражению В. Шапошникова,— русская литература да­ вала читателю произведения, которые чуть ли не сразу по выходе их в свет причисляли к разряду классических». Вероятно потому «наиболее урожайным на типические ха­ рактеры был XIX в.». В чем же заключается влияние трех вер­ шин русской истории XIX в. на литературу этого периода? Как мы уже говорили, классовые проти­ воречия феодально - крепостнической Рос­ сии начала прошлого столетия обострились. Этому во многом способствовала Отечест­ венная война 1812 г., которая вызвала рост национального самосознания, принесла освободительные идеи и в какой-то мере стала толчком к организации дворянско-ос­ вободительного движения декабристов. Взлет русского романтизма, представителя­ ми которого были многие и многие дека­ бристы, прежде всего обязан 1812 году. С 1812 по 1825 гг. появились лучшие произ­ ведения Рылеева, Дениса Давыдова. Целое созвездие романтиков-поэтов творит в это время — Баратынский, Вяземский, Одоев­ ский, Кюхельбекер... Появляется романтиче­ ская поэма Пушкина «Цыганы». Но это первая, самая мощная, зримая волна. Влияние 1812 г. простирается даль­ ше, вплоть до Л. Толстого. События Отече­ ственной войны становятся определяющими в судьбах героев «Войны и мира». Героическая попытка дворянских револю­ ционеров в 1825 г. окончилась неудачей, но это выступление оставило глубочайший след в политической, общественной и куль­ турной жизни страны. Вопрос о дальнейших путях развития России на многие годы ста­ новится главным для русской общественной мысли. Последовавшая после поражения декабристов реакция привела литературу к спаду. Но задушить декабристские идеи не удалось. В условиях правительственных репрессий русская литература продолжала мужать, накапливать силы, ожидая своего часа. И час настал. Декабристы «разбудили» Герцена, Белинского, привели к окончатель­ ной зрелости гений Пушкина. Непосредст­ венно под влиянием идей декабризма Пуш­ кин'берется за историю Пугачевского бун­ та, а вслед—за «Капитанскую дочку», пишет пламенные послания-призывы в Сибирь ссыльным участникам событий на Сенатской площади, вводит Онегина в последней гла­ ве своего знаменитого романа в стихах в революционно-дворянские круги сродни тем, что организовывали декабристы. От­ свет идей декабризма лежит и на «Борисе Годунове». Мысль о «мнении народном» очень важна в трагедии, ибо совершенно осознанно Пушкин считает поддержку на­ рода основной решающей силой в борьбе с самодержавием. Подспудно это связано с думами поэта о причинах поражения дека­ бристов, которое подготавливалось как раз в отрыве от народа. Декабризм оказал огромное влияние на другого гения русской литературы — Гого­ ля. Так же, как Пушкина и Лермонтова, параллельно с ним разрабатывавших исто­ рическую тему, Гоголя, в отличие от Рылее­ ва с его «Войнаровским» и «Исповедью Наливайки», интересовала не героическая личность сама по себе, не возвышенно-ро­ мантические устремления и идеалы этой личности, а прежде всего, факты народной борьбы за свободу, что было закономерно для всей последекабристской эпохи. Таким подлинно народным героем предстал у Го­ голя Тарас Бульба. Но Гоголь идет дальше. В «Мертвых душах» он дает точный и, в то же время, предельно сатирически заострен­ ный портрет целого класса — помещичьего дворянства. И в этом беспощадном высме­ ивании правящих классов с особой силой сказалась революционная настроенность великого писателя. Не погрешим против истины, если ска­ жем, что историческое значение творчества Лермонтова также в его тесной связи с ос­ вободительным движением русского наро­ да. Лермонтов выступил уже в момент спа­ да революционной волны. Продолжателем дела дворянских революционеров поэт стал уже в новых исторических условиях — в период черной реакции. Лермонтов, как от­ мечает А. Н. Соколов,— *<стал последним и самым крупным представителем русского революционного романтизма, сближаясь в этом с поэтами-декабристами, продолжав­ шими создавать гражданско-романтическую поэзию и после 1825 г.» 1 Семидесятые-восьмидесятые годы дали миру целую плеяду великих русских писате­ лей. Толстой, Некрасов, Достоевский, Тур­ генев, Островский, Салтыков-Щедрин, Чер­ нышевский, Лесков, Успенский, а если доба­ вить, что к концу столетия, в середине восьмидесятых — начале девяностых годов, на арену выйдут Чехов, Короленко, Гаршин, Гарин-Михайловский и, наконец, Горький, то окажется, что последняя треть XIX в. да­ ла по крайней мере половину русской клас­ сики. 1 С о к о л о в А. Н. История русской лите­ ратуры XIX в. (I половина). М., «Просвеще­ ние», 1974.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2