Сибирские огни, 1980, № 4
НА ПУТЯХ В НЕЗНАЕМОЕ 183 конкретный период обстоятельств. Вспом ним, что время их появления по существу совпало с началом научно-технической ре волюции. НТР начинала формировать новые, необходимые ей, связи, отношения, деяте- лей-функционеров. Каким он должен быть, этот новый деятель, какими обрастет связя ми — это еще требовалось выяснить, опре делить будущим опытом. Но гипотеза, предположительная заявка требовалась уже сейчас, немедленно. Чешков и Потапов как раз и выступили в роли таких предположи тельных заявок, стали своего рода первыми вариантами заготовок нового героя эпохи НТР. До полноценных художественных ти пов им было, конечно же, далеко. Каждый из них нес только одну какую-то отличи тельную черту человека НТР: Чешков — рЛ^ионализм и деловитость, Потапов — до предела развитую сознательность. Черты эти (в каждом своя) у героев настолько до минируют, что пока еще напрочь перекры вают остальные качества. Обобщенного портрета нет, и пока, на первой стадии развития НТР, когда все смутно, неясно, быть не может. Неясно на этой стадии и главное: должен ли включать в себя герой новой эпохи черты русского национального характера, а если да, то как сочетать то но вое, что привносится научно-технической революцией, с устоявшимися традиционны ми качествами героев русской классики? Произведения И. Дворецкого и А. Гель мана не ответили на эти вопросы, но свое дело они сделали. Они не только родили массу толков, споров и подражаний, но и вызвали к активности серьезные литератур ные силы, став сигналом к созданию прин ципиально нового героя современности. Устойчивого же общечеловеческого влия ния (по прошествии почти десятка лет со времени их выхода в свет об этом можно говорить с уверенностью) они не оказа ли, а именно общечеловеческое влияние — один из важнейших показателей классиче ского произведения. Впрочем, авторы названных пьес вовсе и не стремились к какому-то особому все объемлющему влиянию. По крайней мере, некоторые из них об этом заявляют откры то. Приведем отрывок из диалога между драматургом Александром Гельманом и критиком Леонидом Коробковым1: «...— Окажутся ли долговечными такие вещи, как «Человек со стороны» И. Дворец кого, «Собственное мнение» В. Черных или ваши «Премия» и «Обратная связь»? — ...«Премию» и «Обратную связь» я на писал не для вечности, а исключительно для того, чтобы затронутые в этих фильмах и спектаклях конфликты, противоречия, проблемы как можно скорее ушли в про шлое. Если через год-два на «Обратной связи» будет царить смертная скука в зри тельном зале, как человек и как драматург я буду очень доволен». Не все, конечно, в этом откровении мож но принять на веру. Скромность здесь (ни как не хочу обвинить уважаемого драма 1 Место действия — жизнь! «Литератур ная газета». 15 марта. 1978 г. турга в сознательной скрытности) более официально-показная, даже несколько лу кавая по той простой причине, что, ставя острые злободневные вопросы, драматург не мог задаваться только дежурной сиюми нутной ограниченностью. Задачи он ставил более широкие и углубленные, не одно дневные. Не поднимается рука обвинять в нежела нии решать сложные художественные за дачи и таких интереснейших писателей, как В. Тендряков, В. Липатов. Напротив, вопро сы ими подняты острые и принципиальные, и в том, что поиск этих (да и не одних только этих) писателей далеко не всегда увенчивается успехом художественного от крытия, виноваты не только сами литерато ры. Здесь непременно надо учитывать, что художественные возможности любого писа теля исторически обусловлены. Отчего же зависят взлеты и падения ли тературы? Невозможно ответить на этот вопрос од нозначно. Он включает в себя целый ком плекс взаимосвязанных причин, важнейшая из которых — неразрывная связь с истори ческим развитием той страны, того народа, выразителем которого данная литература является,— прослеживается особенно четко. Колодец тем, идей, конфликтов, коллизий не бывает наполнен равномерно. Связан ный с глубинными общественно-историче скими процессами, с этапными событиями, повлиявшими на весь ход народных судеб, он то наполняется, то оскудевает. Не приходилось искать «чувств новых» писателям «золотого» девятнадцатого века. В начале XIX в. Россия вступила в новую фазу своего развития, и, начавшийся в кон це XVIII в., процесс разложения феодализ ма обострился. Еще не скоро на смену крепостничеству придет буржуазия, но в недрах помещичьей России уже начинали зреть идеи совершенно новых человеческих отношений, иных жизненных перспектив. Время и от искусства стало требовать при стального отношения к человеку, которого в классицизме, властвовавшем до сих пор, заменяли символ и абстрактная идея. Для художника вдруг открылась бескрайняя, первозданная целина народной жизни, на которую вырвался он из ухоженного, чет ко спланированного классицистического парка. «...Тогда, при начале так называемого ро мантизма, все было ново, все интересовало собою, все считалось важным собою»,— писал об этом периоде Белинский. Сначала романтизм, затем, сменивший его, критический реализм вплотную заня лись тщательным изучением души человека. Колодец был полон до краев, источники, питавшие его, казались неиссякаемыми. Но и реализм не находился на ровном и посто янном подъеме. И даже равномерным дви жением путь его не отличался. Он (если по пытаться представить графически) был по хож на диаграмму, пики которой соответствовали тем или иным историче ским событиям. Соответствие это, разуме ется, не абсолютное и не тождественное по влиянию на литературный процесс. Оно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2