Сибирские огни, 1980, № 4
182 АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН ских и общенациональных черт, таких, как, скажем, лень или инертность, погребающие неисчерпаемую энергию русского человека. Невозможно, как ни прискорбно, пред ставить национальный русский характер без прохиндейства Чичикова и Хлестакова, резонерства Ноздрева (которые, между прочим, стали литературными прототипами героев Ильфа и Петрова). Далеко не пол ным был бы он без тех раздирающих стра стей, которые владеют героями Достоев ского. Но в то же время, русский харак тер — это и подлинное величие духа, рыцарство чести, неизбывное чувство долга, стремление к самопожертвованию во имя высшего предназначения — то есть все то, чем в избытке наделены и Пьер Безухов, и Андрей Болконский, и Павел Корчагин, и Андрей Соколов... Русская, а вслед за ней и советская, клас сика поставила и в значительной степени разрешила большинство кардинальных во просов человеческого бытия: личности и общества, отцов и детей, гражданина и ме щанина, нравственного выбора... Если внимательно присмотреться к сов ременной прозе, то без особого труда по чти каждому ее герою можно найти ана логию в классике. Проблемные, тематиче ские, конфликтные параллели еще более очевидны. Нам тут же могут указать на традицию, художественную преемственность, которые должны углублять и обогащать уже откры тое. Все правильно. Развивать и обогащать наши писатели, слава богу, научились хо рошо, но мы-то ведем речь о художествен ных открытиях, о «чувствах новых, не испы танных людьми», которые движут литера туру вперед. Возьмем нынешние романы и повести о любви. Как будто бы начинает вырисовы ваться новый тип — женщина эпохи НТР: предельно эмансипированная, деловая, во всем стоящая на одной доске с мужчиной. Свежо? Да, В духе времени? Несомненно. Принципиально ново? Нет! Еслй вниматель но присмотреться к типу русской женщины от пушкинской Татьяны до шолоховской Аксиньи, мож^о заметить, что по большей части (несмотря на свое неравноправное положение и забитость) русская женщина была духовно выше, чище и сильнее муж чины. Представим Татьяну Ларину в сравне нии с Онегиным, Ольгу Ильинскую рядом с Обломовым, Катерину из «Грозы» А. Ост ровского подле ее мужа Тихона. Вспомним, наконец, Марию Тимофеевну из поэмы «Ко му на Руси жить хорошо», которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Гнет, притеснение, социально-политиче ские условия надолго задержали развитие русской женщины, не давали ей полностью проявить себя. Значит ли это, что, освобо дившись, она стала совсем другой в наши дни? Просто стала такой, какой могла бы и хотела стать: раскрепощенной, независи мой, полноправным членом коллектива и участником общественного переустройства. Другое дело (это уже чисто в духе совре менного темпа жизни), что она стала слиш ком деловитой, чересчур мужественной и общественной,— так сказать, «сверх меры» эмансипированной. Впрочем, и этот поворот в развитии жен ского характера классической литературой предусмотрен. Обратимся к поискам На ташей Ростовой своего счастья. Толстой изобразил вполне современную и эманси пированную для своего времени женщину. Но в чем же, в итоге, находит она свой идеал счастья? В семье. В домашних забо тах и заботах мужа. В финале эпопеи мы видим Наташу уже не той легкой, изящной, восхищающей обаянием девушкой, какой предстает она в первой половине романа, а несколько потускневшей, опустившейся, но — удивительное дело! — счастливой жен щиной. И Толстой не сожалеет по поводу какой-то иной, может быть, более радуж ной будущности, ожидавшей Наташу. Ско рей чувство закономерной необходимости и достойности такого итога жизненного пу ти героини владеет писателем. Почти сто лет спустя в произведениях современных писателей о любви (В. Тенд ряков, С. Залыгин, В. Липатов) без труда улавливаются, чуть, правда, аранжирован ные временем, те же мотивы: ультраэман- сипированные женщины сегодняшнего дня, пресыщенные всеми ' приобретенными для себя благами, льготами и свободами, вдруг начинают мечтать о возвращении в лоно своего естества, о простом бабьем счастье. Может показаться, что исчерпаемость но визны касается только любовной темы. Что и говорить — стара, как мир. Однако в ста тье «Чтобы стать классиком» В. Шапошни ков провел любопытное сопоставление. Он сравнил «героев-новаторов наших произ водственных романов и повестей» с Чац ким, а «большинство консерваторов» — с Фамусовым на директорских и начальниче ских постах. Что ж, при всей его относи тельности, такое сравнение вполне уместно. Но, обращаясь далее к герою пьесы И. Дворецкого «Человек со стороны» Чеш- кову и совершенно справедливо констати руя, что «самобытного, оригинального в этом герое не так уж и много по сравне нию с его предшественниками по новатор ским начинаниям — Бахиревым из «Битвы в пути», Лобановым из «Искателей», критик делает несколько неожиданный вывод, что новизна пьесы в конфликте: «А вот что до конфликта, то тут есть не только элемент новизны, но даже нечто сенсационное». Что же? Оказывается, то, что «Чешков же схватывается ни много, ни мало с целым коллективом, идет по сути один против всех». Тогда, простите, в чем же состоит конфликт «Горе от ума»? Да в том же са мом! Чацкий бросает вызов своему обще ству, идет один против всех. Какая уж тут сенсационность, если противопоставлен ность коллективу, целому обществу эксплу атируется литературой полтора столетия? Успех «Человека со стороны», впрочем, как и тельмановских «Премии» и «Обрат ной связи», идет не от особенной какой-то новизны конфликта или героя, а от свое временности появления этих произведений. Просто они оказались в благоприятном «контексте» реально сложившихся в данный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2