Сибирские огни, 1980, № 4
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Алексей Горшенин НА ПУТЯХ В НЕЗНАЕМОЕ А не перегнул ли палку критик В. Шапош ников, утверждая в статье «Чтобы стать классиком», будто «у нас, при огромном количестве выпускаемых ежегодно книг, так мало шедевров» и что можно назвать «нашу массовую литературу — за редким исключением, беллетристикой»? Во всяком случае Н. Кузин считает, что бить тревогу рано: «Так ли уж тревожен факт малого появления шедевров на ниве современной словесности? И соответствует ли сетование на оное истинному положению дел»? Мы, конечно, далеки от мысли в критиче ском экстазе, подобно некоему рецензен ту солидного журнала второй половины XIX в., где в оглавлении стояли имена Тол стого и Тургенева, восклицать, что «мы жи вем в период литературных сумерек, когда не на ком глаз остановить». Советская ли тература, как и русская классика, дала не мало прекрасных художественных произ ведений, безоговорочно завоевавших серд ца читателей. Но дело в том (это-то, кстати, и беспокоит В. Шапошникова), что становит ся их все меньше и меньше. Вероятно, уместнее было бы говорить не о произве дениях, которые сразу же по их появлении можно причислить к классике (без испы тания временем такое вряд ли возможно), а о недостатке подлинно художественных открытий. Однако, как бы то ни было, раз говор, затеянный В. Шапошниковым, от нюдь не кажется нам праздным. «...Не мешало бы почаще подвергать сом нению свои (здесь и в дальнейшем выде лено Н. Кузиным.— А. Г.) категорические концепции, дабы не оказаться в положе нии... всезнающих открывателей общеиз вестного, разжевывателей того, что давно стало тривиальностью. Стремление некото рых критиков публично выяснить, чего же недостает нашей прозе до классики, гре шит, мне кажется, как раз той методоло гической заданностью и догматическим всезнайством прежде всего потому, что оно незаметно переходит от стадии выяе- Печатается в продолжение дискуссии, на чатой статьей В. Шапошникова «Чтобы стать классиком», опубликованной в «Си бирских огнях» в № 7 за 1979 г. нения к стадии разъяснения (кому: писате лям, читателям?), то есть обретает все чер ты нормативного критического волюнта ризма». Подвергать свои концепции сомнению, разумеется, необходимо. Однако, следуя далеко идущей логике Н. Кузина, вообще не имеет смысла затевать какие-либо поле мики и дискуссии, поскольку так или иначе любая дискуссия выходит за рамки теку щей критики (а этого-то больше всего и боится Н. Кузин) и не дает немедленной от дачи; с другой стороны — ни одна полеми ка не в состоянии расставить в спорном вопросе окончательные акценты. Далее. Следуя все той же логике Н. Ку зина, любой участник дискуссии, пожелав ший публично обнародовать свое мнение относительно предмета полемики, автома тически становится «догматическим все знайкой», «мэтром» на том лишь основании, что он «от стадии выяснения» существа дела непременно должен перейти к «ста дии разъяснения» своей позиции. Позвольте! Но как же иначе-то? И что в том дурного, если критику или литературо веду зачастую просто необходимо повто рить, «разжевать», напомнить общеизвест ное. Просеивая общеизвестное, исследова тель литературы Не теряет надежды отыскать зерно того самого сакраменталь ного неизвестного, ради которого ломаются копья. Так что стремление выяснить «при чины малого появления шедевров в литера туре нашего времени» — заявка скорей не учительская, а исследовательская. Впрочем, критика и должна быть учите лем жизни. Она должна быть остропубли- цистической и социально-ориентирующей. Обвиняя В. Шапошникова в «нормативном критическом волюнтаризме», Н. Кузин сам впадает в него, требуя апробированных ме тодологических концепций. Никто не сомневается, что «главное пред назначение критики — выявление идейно эстетической значимости реальных литера турных произведений», но то, что далее Н. Кузин называет «прожектерскими гипо тезами (понимай — какие бы то ни было по пытки увидеть будущее литературы), лежит
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2