Сибирские огни, 1980, № 4
176 Л. БАЛАНДИН позднее, когда театр обратился к «Фантази ям Фарятьева» А. Соколовой и, особенно, к инсценировке рассказа В. Распутина «Деньги для Марии». Морально-этические проблемы, составляющие содержание пьес, получили самый горячий отклик у молодого зрителя. Именно в этих спектаклях наме тились новые пути в освоении театром про зрачной сценической метафоры, в исполь зовании бытовой детали как средства типи зации, в стремлении к четкой ритмической организации действия. Самым характерным для сегодняшнего стиля театра можно считать «Четвертый», поставленный главным режиссером Обл- драмы В. Чернядевым (художник А. Ланев- ский, композитор Л. Богуславский). Спек такль неослабйо держит внимание зрителя, все время с тревогой ждешь развязки, и когда она наступает, по залу проносится дружный вздох облегчения: слабый человек выстоял перед судом своей совести, принял решение, которое реабилитирует его перед памятью тех, кто погиб ради того, чтобы Он остался жив. Отчего эта малодейственная пьеса, если говорить о внешней стороне, производит такое сильное впечатление? Что заставляет биться в унисон наши сердца? Ведь, каза лось бы, пьеса — не новинка, со времени ее написания прошло уже около двадцати лет. Нет в ней острой интриги. Сидит чело век в кресле и думает. Тяжело, напряжен но. По ходу его размышлений воскресают в его памяти и — зримо перед нами — трагические эпизоды жизни. Встают из мо гил мертвые, требуя, подсказывая справед ливое решение. Колеблется герой, видный американский журналист, человек, достиг ший положения в обществе, но волею об стоятельств поставленный сейчас в экстре мальные условия. На карту поставлены: с одной стороны — его личная карьера, все, добытое с таким трудом; а с другой — судьбы войны и мира, судьбы человечества. Идея спектакля сформулирована в реплике Дика, бывшего товарища по концлагерю: «Ответственность не обязательно падает на плечи самого честного, самого умного, са мого сильного... Бывает, что она падает на слабые плечи. Но рано или поздно решать приходится каждому». Сегодня решает Он. Гигантский масштаб событий, вовлечен ных в действие, диктует масштабность спек такля. Здесь нет места мелким бытовым подробностям, здесь действуют люди, на деленные не просто конкретными характе рами, но люди-символы. Многие и названы автором не по имени, а по их отношению к главному герою: «Женщина, которую Он любил», «Женщина, на которой Он женил ся», «Человек, которого Он давно не ви дел», «Второй пилот», «Штурман». Люди- функции, люди-символы... Как их играть? Какова в данном случае мера точности, конкретности, не случится ли греха игры «вообще» — вне эпохи, вне возраста и ха рактера? Исходя из авторской стилистики, режис сер и исполнители не стремятся к подроб ностям, не ищут характерности: все крупно, четко, как в графическом рисунке. Берется какая-то одна, ведущая черта характера, проводится через всю роль, и такой меры конкретизации оказывается достаточно, что бы любовь и ненависть, благородство и подлость, дружба и предательство сдвину лись лоб в лоб. Перед нами публицистиче ская пьеса, решенная открыто публицисти ческими средствами. Когда мы говорим о публицистическом произведении, то в порядок требований жанра входят — актуальность, документа- лизм, политическая четкость выводов, пар тийная пристрастность в оценках. Все эти черты в значительной мере присущи спек таклю Чернядева. Этой же цели способст вует условное декорационное решение, широкое включение музыки, масштабность исполнения центральной роли А. Слюса- ренко. Многообразными средствами передает режиссер атмосферу драматически-напря- женного раздумья. В полумраке из небытия возникают фигуры людей, о которых сейчас думает Он. Выходят люди прямо из стен, как бы озаряемые вспышкой памяти, и оставляют за собой в нише немую тень. Каждый из погибших, живя на сцене в диа логе с героем, одновременно остается су ществовать в виде собственной тени на стене; проживая новую жизнь в нашем сегодня, остается в вечной неподвижности прошлого. Музыка Л. Богуславского помо гает нам понять всю муку раздумий, кото рыми терзается сейчас Он. Пьеса Симонова, созданная в период обостренной холодной войны, имела значи тельный успех, ее ставил московский театр «Современник». В Новосибирске «Четверто го» видели тысячи телезрителей в постанов ке местной студии. Казалось бы; пьеса сыграла свою роль, прозвучала призывом быть лично ответственным за судьбы мира и ушла в историю. Но Областной театр дра мы своим «Четвертым» доказал, что пьеса жива и в наши дни, что она по-прежнему волнует зрителей, предупреждает от успо коенности, содержит в себе заряд обще человеческого.• На обсуждении спектакля «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса главный режиссер Облдрамы В. Чернядев говорил: «Нам до рого, что новый для коллектива режиссер И. Борисов поставил спектакль в манере, близкой поэтике театра». Что правда, то правда — спектакль у Борисова получился в чем-то сходным и со стилистикой «Памя ти» и с «Четвертым». Но... поговорка гла сит, что наши недостатки чаще всего явля ются продолжением наших достоинств: помимо положительных качеств избранного театром пути публицистического истолкова ния драматургии, коллектив подстерегает опасность излишней прямолинейности ре шений, опасность подчеркнутой социоло гичности. В тонкой, изящной, как бельгийское кру жево, пьесе Т. Уильямса светлый поэтиче ский мир Лауры, мир романтических поры вов Тома Уингфилда сталкивается с амери канским «раем для сильных людей», с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2