Сибирские огни, 1980, № 4
ВООДУШЕВЛЕНИЕ И ТОЧНОСТЬ 175 не пытаются помешать его погоне. Скорее уж поросятам кто-нибудь подставит под ножку. Что за странности? А все дело в новомодной тенденции, ко торая проявилась и в «Трех поросятах», и в тюзовской «Кошке, которая гуляла сама по себе», и в ряде других сказок в других городах. Авторы этих спектаклей решили «реабилитировать» злых зверей, которые по ходу дела вступают в конфликт с героя ми. Постановщики рассуждают примерно так: «К чему воспитывать у детей непри язнь к волку или тигру, если эти звери за писаны в «Красную книгу»? Ведь и к этим животным, «к братьям нашим меньшим» человек должен иметь сострадание». В рецензии на «Трех поросят» под харак терным заглавием «Хочу дружить» Л. Гера симова («Советская Сибирь», 14 января 1979 г.) вступается за Волка, горячо под держивает режиссера, превратившего страшного для поросят Волка в милягу, забавного неудачника, которого стропти вые поросята почему-то (в самом деле, по чему бы?') не хотят принимать в «игру». А ему, Волку, так хочется с ними дружить! «Заслуженно ли рядит режиссер серого в овечью шкуру? — задает рецензент воп рос.— Ведь как-никак, а у этого героя — репутация! Такие сомнения могут закрасть ся, когда Волка играют В. Оствальд и В. Ле- мешонок. В исполнении этих артистов, как ни корми волка миролюбивыми намерени ями, он все-таки нет-нет, да и «посмотрит зверем». Ведь вот какой бяка этот Волк — Оствальд и Лемешонок! «Смотрит зверем»! А как же ему смотреть иначе, когда все его недвусмысленные намерения — съесть поросят? Для чего, спрашивается, строят они дом из кирпичей, как не для защиты от страшного зверя? Но столь «острый» конф ликт не устраивает рецензента, оттого и расточает он похвалы третьему исполните лю роли Волка Б. Щербакову: «Его Волк так и льнет к поросятам, жадными глазами следит за их играми, вдохновенно аккомпа нирует их песенкам». Волк в краснофахельском спектакле, в самом деле, почти все время сидит за пиа нино и подыгрывает поросячьим песенкам, прерывая это мирное занятие для того, что бы мило порычать и побегать за своими «друзьями». Вы думаете, поросята боятся, что Волк их съест? Ничего подобного, про сто не хотят с ним играть — и все тут. Все это не страшно, все это в шутку. Режиссер и Волк—Щербаков как бы говорят: «Вы, ребята, не тревожьтесь, не пугайтесь, ника кого зла на свете нет и не бывает. Кругом вас милые друзья, надо только уметь не оттолкнуть их от себя». Вот ведь какой умиленностью веет от новомодных тракто вок! Весь нравственный урок, заложенный народом в сказку, где всегда сталкивались добро и зло, где дети учились ненавидеть коварство, подлость, кровожадность — все превратилось в прославление идиллических взаимоотношений среди зверушек. Пушкин, как известно, не признавал сказок, которые не способны вызвать чувство ужаса, считал это чувство целительным, пробуждающим чувства добрые. Какое там! В постановках сказок за последние годы авторы более всего боятся напугать детей, превращают злодеев в безобидных хулигашек, труси шек, зазнаек — не более. Опасный путь — однажды он уже был осужден под именем «теории бесконфликтности». Как видим, сегодняшний день «Красного факела» при всех его удачах и просчетах — сложен, путь извилист, коллектив не пока зывает уверенной стабильности, такого ка чества, которым отличается, допустим, Омский театр. Нет у «Красного факела» своей, аналогичной омской, плеяды масте ров, нет ориентации на местную пьесу, как на основу неповторимого репертуарного лица, нет твердых этических традиций. Се годняшний «Красный факел» делает первые «взрослые» шаги после решительного омо ложения. Сейчас для него важно не утрачи вать с таким трудом обретенные крупицы истинного творческого отношения к работе, которое коллектив обнаружил при поста новке «Большевиков», «Гнезда глухаря», «Мы, нижеподписавшиеся...». Важно стаби лизировать режиссерско - актерские кадры людей, способных играть в современном стиле. Важно объявить войну спектаклям «вообще», вне жанра и авторской стилисти ки, исполнению «приблизительно» верных, «почти» правдивых характеров, пребыванию на сцене без воодушевления. * * * У Новосибирского областного театра драмы свои заботы. В чем-то они сходны с краснофакельскими, но имеют и существен ное различие. Растеряв, как и «Красный факел», всех своих корифеев, театр начал, по сути дела, новую жизнь. Уже выдели лась основная группа актеров, на которых можно строить репертуар, зародились тра диции театра, приверженного к метафоре, к условности сценического языка. Но глав ный выигрыш — точность в выборе контин гента зрителей. Будучи вторым драматиче ским театром города, Облдрама сделала ставку на молодежную часть зрителя. Тем самым театр, во-первых, обеспечил себе чуть ли не стопроцентную заполняемость зала и, во-вторых, получил возможность ставить пьесы выборочно, учитывая специ фику зала, создавая, таким образом, свои сериалы, совершенно отличные от других театральных коллективов, Так появилась трилогия «Память», в которую вошли «Ма- рютка» (по рассказу Б. Лавренева «Сорок первый»), «Город на заре» А. Арбузова, «В списках не значился» Б. Васильева. Сре ди молодежи распространялись абонемен ты на право посещения всех трех спектак лей, «свой зритель» укреплял связи со «своим театром». Трилогия объединена была все-таки не достаточно органично. Ни единая установка на весь спектакль, ни прием введения во всех трех спектаклях персонажа «от авто ра» не дали еще органического сплава сти ля автора, режиссерского прочтения и ма неры актерского исполнения, Успех пришел
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2