Сибирские огни, 1980, № 4
ВООДУШЕВЛЕНИЕ И ТОЧНОСТЬ 169 женной, всем сердцем сочувствуя ее мукам, восхищаешься ее подвигом духа, величием протеста, исторгнутого из существа слабо го, не имеющего иного оружия, кроме своей несломленной гордости. Гимном му жеству, стойкости духа оборачивается в итоге история самозванки в трактовке оми чей. Сохраняя лишь в самых общих чертах ко лорит эпохи, не претендуя, вслед за авто ром, на историческую точность, театр со вершенно точен в раскрытии центрального конфликта пьесы, в обрисовке характеров людей, вступивших в схватку. Не вызывает сомнения, что именно социальная окрашен ность конфликта придала спектаклю взвол нованность, воодушевление, которое пере кидывается в зрительный зал, электризуя зрителей, заставляя их то и дело взрывать ся аплодисментами. Следующие мои страницы — о сегодняш нем дне «Красного факела». К этому теат ру я имею особое пристрастие, потому что живу в том же городе, потому что вот уже скоро 30 лет слежу самым внимательным образом за его творческой жизнью, бс^ею его болями и радуюсь его радостями. Долгое время после того, как на театр обрушилась смена поколений, смена худо жественного руководства, коллектив не мог найти своего лица. С 1975 года во главе «Красного факела» — С. Иоаниди. Ставил он спектакли в разных жанрах, брался то за одну тему, то за другую, стремясь либо к «кассовому успеху», либо к оригиналь ности репертуара во что бы то ни стало — лишь бы первым в стране поставить пьесу известного драматурга. Пожалуй, только «Интервью в Буэнос-Айресе» да «Старо модная комедия» с прекрасными актерски ми работами А. Покидченко и Г. Яшунско- го (позднее — Е. Лемешонка) принесли театру успех на избранном пути. Но сколь ко же было спектаклей «усредненных», приблизительных, сыгранных ровно, спо койно, без тени воодушевления. Актеры играли просто, без нажимов и пережимов, органично пребывали на сцене, они не насиловали свой психофизический аппарат, не тревожили себя и... нас. Как это ужасно видеть на сцене ремесленника, равнодушно проговаривающего свой текст, «профессио нально» отрабатывающего задание, при вычно включающего, где надо, моторный темперамент, пускающего иногда даже и слезу в положенном месте, но при всем при этом — абсолютно пустого! Не буду приводить скорбный список загубленных ролей и спектаклей, перейду сразу к спек таклю, которому суждено было стать этап ным во взаимоотношениях главного режис сера и труппы, значительным явлением в театральной жизни города. Этот спек такль — «Большевики» по пьесе М. Шатро ва, выпущенный в сезоне 1977—1978 гг. Пьеса к этому времени уже не была но винкой, ее с успехом поставил и «Совре менник», и ряд других театров. Удивлять оригинальностью выбора репертуара не приходилось. Речь могла идти только о са мостоятельном углубленном поиске своего решения. Мне уже приходилось писать о краснофакельском спектакле, отмечать, на сколько он точен в воссоздании атмосферы тревоги, поселившейся в Совнаркоме после злодейского покушения на жизнь Ленина, в обрисовке характеров и их взаимоотно шений, насколько спектакль, посвященный истории принятия решения о красном тер роре', вдохновенно славит ленинский гума низм, как высший принцип нового общест ва. Обо всем этом я говорил и не буду повторяться Интерес представляет путь, которым шел театр к своему успеху. Можно говорить и о роли дирекции, создавшей особые усло вия работы, можно говорить о роли пар тийной организации театра, мобилизовав шей коллектив на выполнение ответственной задачи. Для нас сегодня особенную цен ность представляет работа над документом, историческим фактом, зафиксированным событием. Документальная драма открыва лась ключом документальности. Каждый исполнитель, вне зависимости от величины роли, получил задание отыскать документ, раскрывающий факт истории, так или иначе относящийся к его персонажу. В ход пошли самые редкие, порой трудно доступные мемуары, стенограммы съездов и совещаний, иконографический материал. Обогащая себя, каждый обогащал всех. Мне довелось в тот же период ставить на радио ленинский радиоспектакль, естест- свенно, что и персонажи, и их исполнители в наших работах повторялись. На мои репе тиции актеры приходили прямо с репети ций «Большевиков». Надо было видеть степень их заинтересованности материалом! Они жили, дышали правдой истории, жиз нью рыцарей революции. Они знали о них столько, что не могли не сопереживать, не жить жизнью тех героических лет. Не мог ло быть и речи о равнодушном пребыва нии на сцене, об одном лишь выявлении своего «я» в предлагаемых обстоятельст вах. Взамен «я» появился человек-образ, действия совершались от имени Якова Свердлова и Коллонтай, Стучки и Крупской, Луначарского и Чичерина, Марии Ульяно вой и Петровского. Появились пристрастия, принципиальная позиция, которую нужно было отстаивать. Вот в такой атмосфере рождались «Большевики», ставшие спектак лем сибирской Ленинианы, истинно партий ным, страстным. Все исполнители, волею автора вынужденные проходить строжай шую проверку на правду чувств в много численных «зонах молчания», испытание выдержали, причем, запаса точности и во одушевления, накопленного в репетицион ный период, хватило не на пять или десять первых спектаклей, а на годы его красно- факельского существования. Сегодняшние усилия театра направлены на закрепление и развитие завоеванного. В области репертуарной политики — это продолжение поисков боевой современной пьесы социального звучания при преиму-1 1 См. в кн.: Л. Б а л а н д и н . «С чего театр начинается», глава «Добру и злу внимая...».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2