Сибирские огни, 1980, № 4
166 Л. БАЛАНДИН театром острых социальных конфликтов, монументальных полотен типа «97» Н. Кули ша. Философски углубленными поисками нравственных идей времени отличается театр имени Охлопкова в Иркутске. Неров но, со срывами, с частой сменой главных режиссеров и актеров проходит развитие Алтайского государственного театра драмы в Барнауле. Проблема стабилизирования режиссерских и актерских кадров поставле на во главу угла в Новокузнецком театре имени С. Орджоникидзе. Увлекательный путь развития проходит Новосибирский об ластной театр драмы. В обновленной на 80% труппе появляются настоящие масте ра, способные решать серьезные творче ские задачи. Но правофланговым вот уже в течение ряда лет остается в Сибири Омский драма тический театр. Причем, успехи омичей тем более характерны, что возникли не вдруг, не в виде внезапного яркого взлета, как это было, нагтример, с Красноярским театром юного зрителя под руководством Штокбан- та, Опоркова и Малеванной, театром-сту дией, сплотившим на короткое время моло дых актеров едиными устремлениями и столь же быстро распавшимся. Нет, в дея тельности Омского театра ощутима зако номерность, дающая основания для раз мышлений о судьбах театрального искусст ва, о ведущих тенденциях развития местных театров. В статье «Адресовано землякам» («Прав да», 29 ноября 1978 г.) главный режиссер Омского театра А. Хайкин писал: «Зритель ская аудитория нашего театра далеко не однородна. Нам приходится ориентировать ся на людей, искушенных и не искушенных в сценическом искусстве. Но и тех, и дру гих, в конечном счете, волнуют в спектак лях не столько стилевые вариации, ман^эа и приемы игры, сколько проблемы, кровно их затрагивающие, общечеловеческие во просы бытия». На первый взгляд, в подобном утверм». дении заложено противоречие, оно способ но даже вызвать недоумение: а нет ли здесь пресловутого противопоставления содержания форме? Не утверждает ли театр бесформенность как принцип? Не собирается ли А. Хайкин, режиссер, всегда тяготевший к сценической метафоре, к яр кой неповторимой форме каждого спек такля, отказаться от своих прежних убежде ний? Но подождем с выводами. «Зрителю хочется получить у нас запас жизненной энергии, укрепиться в непримиримости к тому, что мешает человеку жить,— продол жает автор статьи.— Поэтому мы стремимся превратить общедоступность каждого спек такля в достоинство». Вот в чем дело! Речь идет об «общедо ступности» театрального языка, об учете зрительского уровня понимания этого язы ка, иными словами, речь идет о точности прицела. И не случайно такое большое ме сто уделяет Хайкин проблеме формирова ния репертуара с учетом требований не зрителя «вообще», но именно своих зем ляков. Ибо, по его убеждению, «театр — Явление местное... Истоки его творчества, лицо театра формируются во многом на земле, где этот театр находится». Требова ние точности адреса в деятельности театра заставляет коллектив активнейшим образом искать продолжения творческого содруже ства с авторами-сибиряками. Общеизвестен успех, сопутствовавший, работе театра с Н. Анкиловым над «Солдатской вдовой», спектакль был удостоен Государственной премии РСФСР. В театре идут: «Соленая Падь» по С. Залыгину, «Деньги для Марии» и «Последний срок» по В. Распутину. Теперь на очереди новые работы над инсцениров?- ками по произведениям В. Распутина, В. Ас тафьева, Г. Маркова. Тому же требованию точности соответст вует в Омском театре идея стабильности актерского состава. В этом театре работа ют подолгу. Более двадцати лет находятся в составе театра народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР Б. Каширин, заслуженные артисты РСФСР Е. Псарева, Е. Аросева, К. Барковская, Н. Слесарев. Неотделима от театра творче ская судьба народного артиста РСФСР, ла уреата Государственной премии А. Щеголе ва, народного артиста РСФСР Н. Чонишви- ли, заслуженной артистки РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР Т. Ожего вой, заслуженной артистки РСФСР Н. На деждиной, заслуженного артиста Грузин ской ССР Ф. Степуна, заслуженного работ ника культуры РСФСР М. Ханжарова, лауреата Государственной премии В. Про коп, целой группы среднего поколения. Идее точности служат традиции театра, среди которых особо бережно хранят оми чи этические принципы во взаимоотноше ниях между представителями актерских поколений. «Внимательное, уважительное отношение молодых актеров к людям, от давшим сцене свою жизнь,— важное усло вие нормальной внутренней жизни в кол лективе»,— пишет А. Хайкин. Результаты значительны, выходят далеко за пределы «местных» рамок, многие спек такли приобретают общесоюзное звучание. Мне доводилось видеть много постановок «Последнего срока» В. Распутина. Но нигде я не видел такой старухи Анны, как у оми чей в исполнении Е, Псаревой. Мало того, что за каждым ее словом, взглядом, одо бряющим или неодобряющим жестом чув ствуется народная мудрость, верность из давна сложившимся морально-нравствен ным принципам. В отличие от других исполнительниц Е. Псарева в роли Анны и не думает рядиться под простонародный говорок, не подчеркивает ни старость, ни болезнь своей героини. Нет, ее Анна — коренная сибирячка, исконная, кондовая, со всей ее неторопкостью, внешней сдер жанностью, долготерпением, самоотвержен ностью, с ее иронией и шуткой над собст венной слабостью, с ее горестным судом над самой собой. Когда сыновья, убедившись, что матери стало лучше, решили распить купленный на поминки ящик водки и устраивают пьян ку здесь же, неподалеку от дома, в бане, Анна страдает. Можно по-разному выра зить отношение к происходящему, можно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2