Сибирские огни, 1980, № 4

166 Л. БАЛАНДИН театром острых социальных конфликтов, монументальных полотен типа «97» Н. Кули­ ша. Философски углубленными поисками нравственных идей времени отличается театр имени Охлопкова в Иркутске. Неров­ но, со срывами, с частой сменой главных режиссеров и актеров проходит развитие Алтайского государственного театра драмы в Барнауле. Проблема стабилизирования режиссерских и актерских кадров поставле­ на во главу угла в Новокузнецком театре имени С. Орджоникидзе. Увлекательный путь развития проходит Новосибирский об­ ластной театр драмы. В обновленной на 80% труппе появляются настоящие масте­ ра, способные решать серьезные творче­ ские задачи. Но правофланговым вот уже в течение ряда лет остается в Сибири Омский драма­ тический театр. Причем, успехи омичей тем более характерны, что возникли не вдруг, не в виде внезапного яркого взлета, как это было, нагтример, с Красноярским театром юного зрителя под руководством Штокбан- та, Опоркова и Малеванной, театром-сту­ дией, сплотившим на короткое время моло­ дых актеров едиными устремлениями и столь же быстро распавшимся. Нет, в дея­ тельности Омского театра ощутима зако­ номерность, дающая основания для раз­ мышлений о судьбах театрального искусст­ ва, о ведущих тенденциях развития местных театров. В статье «Адресовано землякам» («Прав­ да», 29 ноября 1978 г.) главный режиссер Омского театра А. Хайкин писал: «Зритель­ ская аудитория нашего театра далеко не однородна. Нам приходится ориентировать­ ся на людей, искушенных и не искушенных в сценическом искусстве. Но и тех, и дру­ гих, в конечном счете, волнуют в спектак­ лях не столько стилевые вариации, ман^эа и приемы игры, сколько проблемы, кровно их затрагивающие, общечеловеческие во­ просы бытия». На первый взгляд, в подобном утверм». дении заложено противоречие, оно способ­ но даже вызвать недоумение: а нет ли здесь пресловутого противопоставления содержания форме? Не утверждает ли театр бесформенность как принцип? Не собирается ли А. Хайкин, режиссер, всегда тяготевший к сценической метафоре, к яр­ кой неповторимой форме каждого спек­ такля, отказаться от своих прежних убежде­ ний? Но подождем с выводами. «Зрителю хочется получить у нас запас жизненной энергии, укрепиться в непримиримости к тому, что мешает человеку жить,— продол­ жает автор статьи.— Поэтому мы стремимся превратить общедоступность каждого спек­ такля в достоинство». Вот в чем дело! Речь идет об «общедо­ ступности» театрального языка, об учете зрительского уровня понимания этого язы­ ка, иными словами, речь идет о точности прицела. И не случайно такое большое ме­ сто уделяет Хайкин проблеме формирова­ ния репертуара с учетом требований не зрителя «вообще», но именно своих зем­ ляков. Ибо, по его убеждению, «театр — Явление местное... Истоки его творчества, лицо театра формируются во многом на земле, где этот театр находится». Требова­ ние точности адреса в деятельности театра заставляет коллектив активнейшим образом искать продолжения творческого содруже­ ства с авторами-сибиряками. Общеизвестен успех, сопутствовавший, работе театра с Н. Анкиловым над «Солдатской вдовой», спектакль был удостоен Государственной премии РСФСР. В театре идут: «Соленая Падь» по С. Залыгину, «Деньги для Марии» и «Последний срок» по В. Распутину. Теперь на очереди новые работы над инсцениров?- ками по произведениям В. Распутина, В. Ас­ тафьева, Г. Маркова. Тому же требованию точности соответст­ вует в Омском театре идея стабильности актерского состава. В этом театре работа­ ют подолгу. Более двадцати лет находятся в составе театра народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР Б. Каширин, заслуженные артисты РСФСР Е. Псарева, Е. Аросева, К. Барковская, Н. Слесарев. Неотделима от театра творче­ ская судьба народного артиста РСФСР, ла­ уреата Государственной премии А. Щеголе­ ва, народного артиста РСФСР Н. Чонишви- ли, заслуженной артистки РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР Т. Ожего­ вой, заслуженной артистки РСФСР Н. На­ деждиной, заслуженного артиста Грузин­ ской ССР Ф. Степуна, заслуженного работ­ ника культуры РСФСР М. Ханжарова, лауреата Государственной премии В. Про­ коп, целой группы среднего поколения. Идее точности служат традиции театра, среди которых особо бережно хранят оми­ чи этические принципы во взаимоотноше­ ниях между представителями актерских поколений. «Внимательное, уважительное отношение молодых актеров к людям, от­ давшим сцене свою жизнь,— важное усло­ вие нормальной внутренней жизни в кол­ лективе»,— пишет А. Хайкин. Результаты значительны, выходят далеко за пределы «местных» рамок, многие спек­ такли приобретают общесоюзное звучание. Мне доводилось видеть много постановок «Последнего срока» В. Распутина. Но нигде я не видел такой старухи Анны, как у оми­ чей в исполнении Е, Псаревой. Мало того, что за каждым ее словом, взглядом, одо­ бряющим или неодобряющим жестом чув­ ствуется народная мудрость, верность из­ давна сложившимся морально-нравствен­ ным принципам. В отличие от других исполнительниц Е. Псарева в роли Анны и не думает рядиться под простонародный говорок, не подчеркивает ни старость, ни болезнь своей героини. Нет, ее Анна — коренная сибирячка, исконная, кондовая, со всей ее неторопкостью, внешней сдер­ жанностью, долготерпением, самоотвержен­ ностью, с ее иронией и шуткой над собст­ венной слабостью, с ее горестным судом над самой собой. Когда сыновья, убедившись, что матери стало лучше, решили распить купленный на поминки ящик водки и устраивают пьян­ ку здесь же, неподалеку от дома, в бане, Анна страдает. Можно по-разному выра­ зить отношение к происходящему, можно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2