Сибирские огни, 1980, № 4
Л. Баландин 9 ВООДУШЕВЛЕНИЕ И ТОЧНОСТЬ Борьба с актерским наигрышем, декла- мационностью, пафосом, «педалировани ем», ремесленничеством и представленче- ством почти повсеместно принесла свои плоды. Сегодня уже перевелась порода странствующих Актеров Актеровичей, по ражающих дешевым шиком костюмов, перстней, дарственных портсигаров (в жиз ни) и дежурным набором готовых штампов (на сцене). В борьбе за простоту и естест венность, за натуральность и жизненность сценического поведения сегодняшний театр одержал принципиальную победу. Вышел из моды герой, «грызущий кулисы», рыча щий в изображении страстей, владеющий «нежным» шепотом, который слышен в три дцатом ряду, сладко произносящий слова «лк}блю», «милая», «навеки вместе». Сегод няшний актер в любой роли прост, правдив, мышечно раскрепощен, умеет сдерживать свои чувства, стремится «мыслить в образе» и — как часто это случается! — скучноват. Как часто нынешний актер, стремясь к простоте, становится фальшивым той осо бой фальшью, которая зовется «простот- цой». Как часто сегодня слышишь: требова ний одной лишь естественности мало! Ну жен актер — личность, актер — первооткры ватель новых характеров. Если суммировать все требования к ак терскому творчеству и попытаться свести дело к формулам, способным тревожить актерское воображение, то вряд ли приду маешь что-либо лучшее, чем однажды вы сказанное Г. Н. Бояджиевым утверждение: в современном стиле сценической игры са мое привлекательное это воодушевление и точность. И вот сегодня зрители идут на Смокту новского—Иванова, на Ильинского—Акима, на Раневскую—миссис Сэвидж. Актер-лич- ность соединяет в творчестве точность ха рактера, верность эпохе, ее историческим особенностям с высоким воодушевлением. Воображение художника питает жизнь, требуя достоверных, точных наблюдений, а путеводителем, не дающим сбиться с кур са, предстает миропонимание. Так точность детали и философская углубленность по исков, вступая в нерасторжимую связь, рождают эмоционально окрашенный образ. И горе, если на этом пути актер заботится о себе, о «самовыражении» больше, чем об образе, когда играет лишь в ограниченных пределах только ему присущих эмоций. Нельзя отдаваться порыву собственных пе реживаний, не пронеся их через психоло гию своего сценического героя. Лишь в том случае, когда чувства актера-человека про шли через все зигзаги, все изгибы чувств роли, согласованы с волей автора и режис сера, вписаны во взаимоотношения с окру жающими людьми, не противоречат ни сти лю, ни своеобразию эпохи, лишь в этом слу чае мы ощущаем — актер попал «в десятку», «в яблочко», роль сыграна — ТОЧНО. Быть на сцене только воодушевленным может каждый эмоциональный актер. Под черкнуть родовые, типологические черты роли способен и ремесленник. Но вынести на зрительский суд типологические черты, найдя их в точно понятом, раскрытом из нутри характере, сыграть роль с глубокой актерской верой в человечность этого ха рактера,— такая цель доступна только ма стеру. Театры, как и всякий живой творческий организм, находятся в непрерывном изме нении. Растут, развиваются и умирают, вновь возрождаются и начинают новый цикл развития. Если взглянуть на обширную территорию Восточной и Западной Сибири, то встретишь театральные коллективы, на ходящиеся на самых различных ступенях роста. Здесь будет и «Красный факел», де лающий свои первые «взрослые» шаги пос ле решительного омоложения трутты, здесь будет и Новосибирский ТЮЗ, разом потерявший своих корифеев и начинающий новую жизнь как молодежный театр. Крас ноярский театр имени Пушкина под руковод ством Н. Басина на наших глазах становится
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2