Сибирские огни, 1980, № 4

Л. Баландин 9 ВООДУШЕВЛЕНИЕ И ТОЧНОСТЬ Борьба с актерским наигрышем, декла- мационностью, пафосом, «педалировани­ ем», ремесленничеством и представленче- ством почти повсеместно принесла свои плоды. Сегодня уже перевелась порода странствующих Актеров Актеровичей, по­ ражающих дешевым шиком костюмов, перстней, дарственных портсигаров (в жиз­ ни) и дежурным набором готовых штампов (на сцене). В борьбе за простоту и естест­ венность, за натуральность и жизненность сценического поведения сегодняшний театр одержал принципиальную победу. Вышел из моды герой, «грызущий кулисы», рыча­ щий в изображении страстей, владеющий «нежным» шепотом, который слышен в три­ дцатом ряду, сладко произносящий слова «лк}блю», «милая», «навеки вместе». Сегод­ няшний актер в любой роли прост, правдив, мышечно раскрепощен, умеет сдерживать свои чувства, стремится «мыслить в образе» и — как часто это случается! — скучноват. Как часто нынешний актер, стремясь к простоте, становится фальшивым той осо­ бой фальшью, которая зовется «простот- цой». Как часто сегодня слышишь: требова­ ний одной лишь естественности мало! Ну­ жен актер — личность, актер — первооткры­ ватель новых характеров. Если суммировать все требования к ак­ терскому творчеству и попытаться свести дело к формулам, способным тревожить актерское воображение, то вряд ли приду­ маешь что-либо лучшее, чем однажды вы­ сказанное Г. Н. Бояджиевым утверждение: в современном стиле сценической игры са­ мое привлекательное это воодушевление и точность. И вот сегодня зрители идут на Смокту­ новского—Иванова, на Ильинского—Акима, на Раневскую—миссис Сэвидж. Актер-лич- ность соединяет в творчестве точность ха­ рактера, верность эпохе, ее историческим особенностям с высоким воодушевлением. Воображение художника питает жизнь, требуя достоверных, точных наблюдений, а путеводителем, не дающим сбиться с кур­ са, предстает миропонимание. Так точность детали и философская углубленность по­ исков, вступая в нерасторжимую связь, рождают эмоционально окрашенный образ. И горе, если на этом пути актер заботится о себе, о «самовыражении» больше, чем об образе, когда играет лишь в ограниченных пределах только ему присущих эмоций. Нельзя отдаваться порыву собственных пе­ реживаний, не пронеся их через психоло­ гию своего сценического героя. Лишь в том случае, когда чувства актера-человека про­ шли через все зигзаги, все изгибы чувств роли, согласованы с волей автора и режис­ сера, вписаны во взаимоотношения с окру­ жающими людьми, не противоречат ни сти­ лю, ни своеобразию эпохи, лишь в этом слу­ чае мы ощущаем — актер попал «в десятку», «в яблочко», роль сыграна — ТОЧНО. Быть на сцене только воодушевленным может каждый эмоциональный актер. Под­ черкнуть родовые, типологические черты роли способен и ремесленник. Но вынести на зрительский суд типологические черты, найдя их в точно понятом, раскрытом из­ нутри характере, сыграть роль с глубокой актерской верой в человечность этого ха­ рактера,— такая цель доступна только ма­ стеру. Театры, как и всякий живой творческий организм, находятся в непрерывном изме­ нении. Растут, развиваются и умирают, вновь возрождаются и начинают новый цикл развития. Если взглянуть на обширную территорию Восточной и Западной Сибири, то встретишь театральные коллективы, на­ ходящиеся на самых различных ступенях роста. Здесь будет и «Красный факел», де­ лающий свои первые «взрослые» шаги пос­ ле решительного омоложения трутты, здесь будет и Новосибирский ТЮЗ, разом потерявший своих корифеев и начинающий новую жизнь как молодежный театр. Крас­ ноярский театр имени Пушкина под руковод­ ством Н. Басина на наших глазах становится

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2