Сибирские огни, 1980, № 4
162 ИГОРЬ ОГНЕВ Во все века человек пользовался природой как неисчерпаемой кладовой. Каж дый раз в производство вовлекались новые ресурсы, а потребление кончалось тем, что отходы летели на помойку. Сегодня лишь 5—10 процентов изымаемого из приро ды вещества действительно идет на пользу. А наши аппетиты все растут. Напомню, что в 1968 году на одного землянина было добыто 20 тонн породы, а в 1974 году — 27. За шесть лет скачок почти на треть! КПД природопользования показывает, что открытые системы производства, осо бенно капиталистического, ориентированного на максимальную прибыль, породили мусорную цивилизацию. Переход к замкнутым системам производства предполагает большую встроенность производственных процессов во всеобщий кругооборот веще ства в природе. Он возможен на следующих принципах: как можно полнее использовать сырье, а также всякого рода отходы, превращая их в сырье для последующих ступеней производства; и еще — создавать хозяйственные блага с такими свойствами, чтобы экологиче ские системы могли нормально ассимилировать отходы. Переход к природоохранным системам представляется более значительным сдвигом, чем вступление в эпоху машинного производства, использование электро энергии, вычислительной техники и новых химических материалов. Понятно, что сразу перейти на новые технологические системы невозможно. Нужны немалые средства, время. И производство, основанное на старых технологи ях, не остановишь. Как же все-таки самортизировать давление на природу? И здесь положение небезнадежно. Один из очень важных моментов — установ ление социальных норм природопользования. В нашей стране существуют гигиенические нормы предельно допустимой концентрации (ПДК). Однако они не обладают силой законодательной нормы, и от клонение от ПДК не вызывает жестких санкций. Принятые в СССР законы об охра не природы сформулированы в общей форме. Следующим этапом должно стать законодательное определение нормы ПДК, сроков введения и санкций за нару шение. В отдельных случаях принципы законодательного определения нормы уже при меняются. Так, запрещено выбрасывать в открытое море и другие водоемы вещества, наносящие ущерб живым организмам. Подобным образом поступают многие страны. По закону об охране среды, при нятому Швецией в 1969 году, работать могут трлько предприятия, не загрязняющие воду и воздух. Установлено, что перейти на новые технологии они могут за пять лет. В течение этого времени государство дает дотацию — до четверти стоимости рекон струкции. В стране создано управление охраны окружающей среды, объединившее все органы по борьбе с загрязнениями. Туда же входит специальный секретариат по надзору и координации прикладных исследований, НИИ по проблемам промышлен ных загрязнений, финансируемый промышленностью и государством. Штрафов и взысканий там нет. Предприятия, нарушающие закон, просто закрывают. Нормы, существующие сами по себе, повиснут в воздухе. Чтобы они действова ли, нужна система контроля. Госкомитету по гидрометеорологии и контролю окружа ющей среды предоставлены широкие права. Теперь его должностным лицам вмене но в обязанность контролировать предприятия, а также налагать санкции. Создание Госкомитета — важнейший шаг. Но останавливаться на этом нельзя. Комитет пока не в силах всеобъемлюще контролировать элементы биосферы и делит эту миссию с отраслями. А им предъявлять жесткие требования к себе чрезвычайно сложно. Но дело не только в этом. Целесообразно, подготовившись, перейти к служ бам контроля по территориальному принципу. Имеется в виду в каждом регионе соз дать центры. Именно на них мы сможем возложить ответственнейшую задачу: выби рать рубежи рационального природопользования. Тогда функции контроля дополнятся функциями управления. Региональным центрам предстоит сделать экологическое картирование террито рий, то есть определить параметры природных систем. Сюда войдут: характеристи ки ценности и потенциала природных ресурсов, фактическое и намечаемое использо вание экологических систем, а также их теперешнее и будущее состояние.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2