Сибирские огни, 1980, № 4
СИБИРСКИЙ КОДЕКС ЗДОРОВЬЯ 113 стики «поменялись местами»: у 80 процен тов идет устойчивый процесс хронизации болезней, а острые, которые мы лучше умеем отражать, сократились. Подобного прецедента не знают ни демографические, ни историко-медицинские источники в прошлом. — Обратимся к статистике травматизма1,— говорит академик В. П. Казначеев.— По существовавшим нормам эта категория всегда относилась к острым заболеваниям. Анализ сегодняшних данных показывает, что й здесь мы тоже «изменились». Трав мы теперь связаны с постепенным накоп лением нервного утомления, с ростом ско ростей ориентации психики человека в ок ружающей среде. Хронические элементы утомления составляют добрую половину причин несчастных случаев на производст ве, катастроф на транспорте, всяких бед в быту. Что перевернуло мир болезней? Бюджеты советского здравоохранения в 9—10 раз превосходят дореволюционные. Действует армия высококвалифицирован ных врачей, растет материально-техниче ский арсенал охраны здоровья. Свыше 2 процентов трудоспособного населения за нято в сфере медицины. Однако вместе со значительным качественным ростом обслу живания наметился рост трудопотерь и смертности именно по медицинским при чинам. Между концом пятидесятых и началом семидесятых смерть вынуждена была от ступить от детей и вообще молодых лиц в возрасте до 30—40-летнего возраста. Но увеличила «жатву» во всех более старших категориях. В середине шестидесятых го дов потери на 1000 человек составляли в год менее семи человек, а в начале семи десятых — более восьми... Смысл состоит в том, чтобы оттеснить ее, «костлявую», как можно дальше от жизненного рубежа. Это вполне возможно. Та же статистика свидетельствует, что за десять лет — с 1959 по 1970 — людей, проживших от восьмидесяти до девяноста лет, стало у нас почти в три раза больше, а свыше девяноста — в два раза. И'среди них немало похожих на «депутата Балтики», людей с «беспокойной старостью». Между прочим, сегодняшние «беспокой ные старики» выглядят иначе, чем их сверстники 20-х годов. «Посмотрите: старики в спортивных ко стюмах бегом занимаются, а иные моло дые парни идут вразвалочку, посматрива ют, усмехаются»,— сказал не без сарказ ма сварщик А. Трегуб на дискуссии «Чело век: где истоки здоровья?» Оратору уже «около семидесяти», многие его одногодки на пенсии, а он все еще трудится в своей районной «Сельхозтехнике». И не просто работает, а «по-прежнему рационализа тор — творю, выдумываю, пробую, как писал Маяковский». Вот так-то! И вывод у него из сценки «стариков- стайеров» и «шагающих вразвалочку» пар ней совсем не старческий, а по-молодому задиристый: «Может быть, думать надо 3 Сибирские огни йк 4 сегодня не столько о пожилых людях, сколько о молодых?..» Другой дискутант, тоже не медик, прихо дит к такому же- выводу, но «с другого кон ца»: «Если ученые теперь всерьез утвер ждают, что в человеческом организме есть запас прочности на две средних сегодняш них жизни, то продлевать-то надо не ста рость, а молодость!» Что думают по этому поводу наши уче ные? — Продолжительность жизни в нашей стране растет, и «потолок» назвать трудно. Реальный путь дальнейшего прогресса — повышение эффективности затрат на охра ну и развитие здоровья поиском новых пу тей, нетрадиционных подходов к организа ции здравоохранения. Что должно быть ориентиром? Указание В. И. Денина о том, что здоровье гражданина в социалистиче ском обществе является государственной собственностью. В докладе Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС охрана здоровья лю дей названа самой важной социальной зада чей на нынешнем этапе строительства ком мунизма. Когда мы говорим о социалисти ческом образе жизни, то расшифровка его уходит корнями в целый ряд положений именно экологии- человека. Когда мы пока зываем преимущества социалистического уклада жизни, наши рассуждения должны стоять и на социальных законах, и на глу боком знании психофизиологии, биологии, экологии человека. Существует целый ряд направлений, по хожих на экологию. Географическая пато логия, казалось бы, близка по содержанию: изучает специфику заболеваний в геогра фическом регионе. Существует эпидемио логия. Есть различного рода гигиены. Од нако все эти дисциплины не могут вместить в себя то, что мы вкладываем в понятие «экология человека». Жизнь диктует острую необходимость изучения эволюции челове ка в новом ключе. Нас могут спросит!»: а существует ли сегодня такая эволюция? Ра зумеется, она не прекратилась. Только один факт: у обезьян* мы не знаем асимметрии полушарий головного мозга, у человека она четко определилась. Между полушариями есть «разделение труда». Когда оно возник ло? Ведь асимметрия определена генетиче ски. Мь: думаем — это пока одно из «белых пятен». В работах академика Н. Н. Дубини на выдвигается ■идея социальной наследст венности, то есть преемственности привы чек, нравственности, знаний, культуры по ведения и т. п. Это именуется другими учеными также «культурной наследственно стью». Она присуща только человеку. Эта особая наследственность возникла и пере дается из поколения в поколение только благодаря сознанию, разуму, которыми не обладает больше никто в живой природе. Если физиологи без труда отвечают на во прос, когда начинается реализация генети ческой программы,— сразу после рожде ния, то с социальной наследственностью дело обстоит намного сложнее. Психобио логи, наши и зарубежные, вроде бы схо дятся в том, что социальная наследствен ность выявляется на заре развития лично
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2