Сибирские огни, 1980, № 4
112 Д. ЗОЛОТОВ Было подчеркнуто, что важнейшей чер той экологии человека является фактор а д а п т а ц и и , то есть приспособления ор ганизма к тем условиям, в которых он ока зывается, особенно в наш бурный век ос воения территорий, где, как говорится, и нога человеческая не ступала. Это постави ло «современного человека перед необхо димостью постоянного напряжения и при способления». Не учитывая эти обстоятель ства, «невозможно дальнейшее изучение, исследование патологических процессов, профилактики и лечения». Так ученые договорились, по вопросу, в котором до последнего времени не было ясности. Однако, если допустим такой ка ламбур,— «популяция требует популярно сти». Популярно об экологии человека гово рилось задолго до Тихоокеанского конг ресса учеными СФ АМН — на форумах спе циалистов и в лекториях «Знания». — Наша позиция — на рубежах новой науки, которой еще только-только подобра ли имя,— э к о л о г и я ч е л о в е к а . Если почти ето лет выдающиеся умы искали на звание, то нетрудно представить, как слож но само существо этого нового пути позна ния мира. И как трудно изложить этот путь, форму, средство — в популярном виде. Са мо слово «экология» перевести легко: «экое» — по-гречески — жилище, «логос» — наука. Наука о жилище? Каком? Чьем? Ны нешнем? Прошлом? Будущем? В ответах на эти простые вопросы сразу и утонули ученые всех традиционных специальностей. А что представляет собой! сам «новорож денный»—эколог? На первых порах казалось, что он «самовольно бродит по закон ным владениям ботаника и зоолога, систе матика, физиолога, метеоролога, зоопсихо лога, геолога, физика и даже социолога»,— как изображал себя один из первых эколо гов. Мало этого — «он (эколог) браконьер ствует во всех названных и во многих дру гих уже сложившихся и почтенных дисцип линах». Приведя этот «дружеский шарж», лек тор обычно ставил логически вытекающий вопрос: — Чего же он там «бродит»? В чем со стоит «браконьерство»? Бродит он в поис ках связей «того» и с «тем», что ранее счи талось обособленным и разграниченным. А «браконьерство» заключается в покуше нии на истины — «вечные», «незыблемые». Однако диалектика распространяет 'и на эту ситуацию свои законы: сегодняшние соперники станут завтрашними союзника ми. Ибо от выяснения связей, взаимозависи мостей и взаимовлияния им не уйти. Уже возникли и набирают материал зооэкология и экология растений, космическая, медицин ская и другие экологии. Отколовшись от «старых» наук, взяв у них все неоспоримое и перспективное, оставляя ограниченное и узкое, все «экологии» движутся к общему союзу — э к о л о г и и ч е л о в е к а . Но вая глобальная наука ставит задачу постичь три главных элемента бытия — природу, общество и «вторую природу» — мир тех ники — в их взаимодействии. Если уж на то пошло, то мысль об интеграции, объединении наук, связан ных с человеком, приходит сейчас не толь ко к ученым, к врачам, а и к «пациентам», к людям отнюдь не медицинских профес сий, а просто задумывающимся, анализиру ющим то, что их окружает. Эта мысль, как говорится, «носится в воздухе», звучит во всех формах выражения общественного мнения — по радио, телевидению, на стра ницах массовой печати. Не могу не привести одно такое яркое выражение: «Я не медик,, не биолог, а фи лолог, но больше всего меня интересует эта проблема...» — пишет А. Горбенко в «Советской России». Его волнует, почему краток человеческий век, людей подстере гают хвори, почему в процессе воспитания получаются «частичные», «половинчатые», а не всесторонне, гармонично развитые лич ности? И вот его ответ. «Не в том ли дело, что науки, которые непосредственно ка саются жизни человека, в прошлом разви вались разобщенно—:углублялась их спе циализация, но не хватало интеграции...» Эта мысль у неспециалистов, «простых людей», возникает в сознании из их бытия. Она — детище научно-технической рево люции, где специализация показала свои высокие преимущества, но не обеспечила бы конечные результаты без всесторонней интеграции. Так что и в медицине узким специалистам не надо обижаться, а следу ет держать курс не на обособление (увы, это наблюдается), а на тесный контакт, связь, объединение. «И все-таки что такое экология? Окон чательного определения этой науки нет до сих пор. Но это не помешало ей стать ос новой современной теории природополь зования»,— этой фразой завершается один из недавно вышедших популярных и ин- I тересных трудов об экологии. Но то, о чем пока не договорились уче ные, смог выразить ближе всего к общей истине один из старейших советских поэ тов, Галактион Табидзе: * Мужайся, человек. Гляди вперед: Ты разогнал колеса маховые, Ты возбудил прогресс —тебя несет Новорожденная стихия... И все недаром, и утраты —впрок, И красное и белое каленье — Чтобы когда-нибудь ты превозмог Позор и ужас самоистребленья. На грань упомянутого в последней сти хотворной строке ставит человечество не только угроза ядерной войны, против ко торой борется наша страна — знаменосец мира во всем мире. Человечеству угрожает также неразумное пользование дарами природы и — парадокс — дарами собст венного разума. Несмотря на прогресс медицины, век НТР принес новые неизвестные заболева ния, а старые изменились не в лучшую сто рону. В начале века лишь пятая часть боль ных страдала болезнями в хронической, длительной и хуже поддающейся лечению форме. Трудопотери и смертность от ост рых заболеваний приходились на остальные четыре пятых. В наши дни эти характери
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2