Сибирские огни, 1980, № 4

8Г М. АЛФЕРОВ Возрастает роль науки как непосредственной производительной силы. Наряду с развитием фундаментальных исследований идет даль­ нейший рост ее прикладных отраслей, которые непосредственно участ­ вуют в развитии научно-технического прогресса. Ярким примером во­ площения ленинских идей о развитии науки является создание Сибир­ ского отделения Академии наук СССР, отделений ВДСХНИЛ и Медицинской Академии. Сибирское отделение АН СССР представляет практически все направления точных, естественных и общественных наук. Его институты расположены в Новосибирске, Красноярске, Том­ ске, Иркутске, Улан-Удэ, Якутске. СО АН СССР —это единый коллек­ тив ученых, обладающий мощным научным* потенциалом, объединяю­ щий 35 тысяч человек. Деятельность этого коллектива ученых высоко оценена Центральным Комитетом нашей партии. Строительство коммунизма Ленин рассматривал как процесс, в ко­ тором решение экономических и социально-политических задач органи­ чески связано с формированием нового человека. Современная обста­ новка острейшей идеологической борьбы на международной арене тре­ бует проведения последовательной классовой линии в вопросах воспитания, четкости и ясности идейной позиции, дальнейшего повыше­ ния бдительности, последовательной борьбы против аполитичности, частнособственнических пережитков и мещанских настроений, всемер­ ного укрепления трудовой дисциплины. Об этом еще раз напомнил ЦК КПСС в своем-постановлении об усилении идеологической и по­ литико-воспитательной работы. В работе «Великий почин», раскрывая сущность этой новой дис­ циплины, В. И. Ленин писал, что «коммунистическая организация об­ щественного труда, к которой первым шагом является социализм, дер­ жится и чем дальше, тем больше будет держаться на свободной и соз­ нательной дисциплине самих трудящихся, свергнувших иго как помещиков,- так .и капиталистов»1. Ленинская характеристика социа­ листической дисциплины труда выражает отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи людей, объединенных общей целью — построением коммунистического общества. Дисциплина свободных и сознательных работников —важнейший элемент общественной органи­ зации труда. Однако сама собой новая общественная организация тру­ да возникнуть не может. Она формируется кропотливой работой по воспитанию у всех советских людей сознательного отношения к труду. Ленин подчеркивал, что строить новые формы и приемы общественной связи между людьми, новые формы и приемы привлечения людей к труду —это работа многих лет и десятилетий. Коммунистическая пйртия за годы Советской власти заботливо воспитывает трудящихся в духе сознательного отношения к труду, рас­ сматривая укрепление трудовой дисциплины как важнейший фактор победы социализма и построения коммунизма. В настоящее время роль безупречной дисциплины все более возрастает. Рост технической воо­ руженности, все более глубокая специализация, увеличение масштабов производства и усложнение производственных связей требуют от каж­ дого трудящегося организованности, оперативности, добросовестности. Даже мелкие нарушения дисциплины в этих условиях наносят огром­ ный ущерб народному хозяйству. Сегодня в распоряжении рабочего и инженера находится техника, не знающая себе равных: один роторный экскаватор, например, за 30 секунд успевает наполнить 65-тонный железнодорожный вагон, одна конверторная печь способна за год дать пять миллионов тонн стали, больше, чем выплавлялось в 1928 году во всей стране. Подсчитано, ■* 1 В. И. Ле н и н . Поли. собр. соч., т. 29, с. 387.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2