Сибирские огни, 1980, № 3

•НА ПЯТИ ЭТАЖАХ И ВОКРУГ 73 Савельевны, что изображалось на них, разобрать трудно. Еще в ком­ нате было много продукции цеха бытовой скульптуры: гипсовые тони­ рованные коты и собаки со щелями на загривках, Иван-царевич на се­ ром волке, Айболит в окружении зверей, Красная Шапочка и еще бог знает что. Пичуга поставил принесенный магнитофон на стол. Вагинский, по­ даренный Фондом, стоял на тумбочке, накрытый салфеткой ручной вязки. Спросили, работает ли он? — А чо ему, стоит без дела, не могу с ним разговаривать: желе­ зо —оно железо и есть. Писать, чо ли, за мной будете? Давно дожида­ юсь: думаю, почо же меня-то обходит Гриша? Я сказал Вагиной, что за эт,им к ней и пришел, но что сначала, если она позволит, Пичуга снимет с помощью ее магнитофона одну копию. Пичуга принес на стол вагинский магнитофон, Пелагея Савельев­ на краем полушалка смахнула с его крышки пыль, оттрафареченную салфеткой, села к столу. Пичуга занялся магнитофоном, ушел на кух­ ню искать еще одну розетку. — Не пойму чо-то,—сказала мне Пелагея Савельевна,—если ка­ кие песни?.. У меня вот еще один племянник вырос, приходил писать, так я послушала, о чем его машина моей поет, да и выгнала. А племян­ ница! Весна еще только-только, она —ко мне. Двор-то глухой, загорать прибежала. Тоже не пойму, зачем? Ране-то девчонки купаться разде­ нутся —чисто тебе лебедушки... Ну, да ладно. Скинула она с себя платьишко, я гляжу, глазам не верю. Цепочку у нее на шее и ране виде­ ла. Ну, думала, медальон какой прячет, чо ли? А у нее крестик, сереб­ ряный! И девчонка-то хорошая, и умница, и работящая, сложа рук не посидит, не успеешь оглянуться, она же дров принесла, и в лавочку сбе­ гала, и полы вымыла. «Ты чо же,—спрашиваю,—уж не в бога ли ве­ руешь?»—«Нет»,—отвечает. «Зачем же гайтан с крестиком?» —«А так просто».—«Ну так вот мой тебе сказ: пока крестик на шее, ноги чтобы тут твоей не было!» Она и не кажет глаз. То, бывало, и грядки мне вско­ пает, и посеет, и полить прибежит,—оно хоть и помаленьку всего, а свое, под руками. Еще и Мефодцй в те годы приходил часто, а тут за все ле­ то—не боле трех раз. А других-то я никого и не жду. Когда в силе была, так и маляров пришлют, и столяры где что подделают, и о дровах не ду­ мала. Пичуга попросил нас не шуметь, пустил магнитофоны, дождался первых слов разговора и тихонько ушел в кухню покурить. И вот мы сидим, боясь шелохнуться, чтобы скрип стула не зачерк­ нул ни одного слова на записывающей ленте. Вагина подалась вперед, глядит удивленно то на бегущие ленты, то на меня или на кухонную дверь. Голова у нее покачивается, в очках всякий раз бликом отражает­ ся уличное окошко, губы сомкнулись в большую скобу, концами обра­ щенную вниз. На дворе собирается гроза, в комнате становится сумеречно, как пе­ ред заходом солнца. Я ухожу к Пичуге и с порожка наблюдаю за Пела­ геей Савельевной. В окнах сиреневато-розово сверкает молния, небо ворчит басом, Пичуга шепчет: — Божий гнев. Как ты думаешь, запишется? А в комнате говорят, говорят, слово в слово нами уже слышанное два преступника. Вагина тянет дряблую шею из полушалка, долбит воз­ дух согнутым пальцем, что-то про себя отмечая, не часто кивает говоря­ щему магнитофону или нам понимающе и удивленно. Через сени крадется Вася; прежде чем шагнуть, грозит половице и своей огромной лапе, приседает, если половица начинает скрипеть, и корчит рожу, как если бы ему выдирали зуб.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2