Сибирские огни, 1980, № 3

НА ПЯТИ ЭТАЖАХ И ВОКРУГ 65 Оглухов переменил позу, оперся ло'ктями о стол: — Выходит, что я еще и виноват,—сказал, тяжело прикачивая го­ ловой.—Да и хватит, чего толочь воду в ступе. Лариса вон хотела тебя о чем-то спросить. Вот оно! Лариса взяла свою чашечку, Юрий Кириллович сел пря­ мее. У Оглухова раздулись ноздри, смотрит на Юрлагина из-под бровей. Лариса подлила себе в кофе коньяку и с улыбкой, миролюбиво ста­ ла говорить об Алешкиных к ней письмах. Их у нее скопилось на два объемистых тома, по ним она следила за всей жизнью товарищества и Союза художников, и если бы Алешка прославился —она издала бы их: тогда бы не надо было и писать истории, она вся в письмах. А спросить она хотела вот о чем: почему на выставках (а она в Москве бывает часто и не пропускает почти ни одной) мало жанровых произведений? Столько училищ, институтов, столько художников в каждом городе, а пройдешь по Манежу —и через неделю не о чем вспомнить. Юрий Кириллович как- никак —член зонального выставкома и член правления Союза россий­ ских художников, ему изнутри должно быть виднее. Юрий Кириллович с облегчением (или мне это показалось) посме­ ялся, взял свой кофе, откинулся на тугую парусину. — А нельзя о чем-нибудь полегче? — Хочешь тоже, как и Алешка, отделаться шуточками? Юрий Кириллович задумался, поставил на край стола чашку и спичечный коробок: — Два охотника,—указал на них Ларисе.—Один приносит в фак­ торию соболя, другой дюжину зайцев.’ Скупщик в пушнине ни бельме­ са, платит охотникам одну цену. И так всякий раз. Что думает собо­ лятник? А зачем, думает он, мне мотаться по тайге, добывать соболя? Поставлю силки, прогуляюсь на лыжах с ружьишком —вот и дюжина зайцев. Я умышленно утрирую. Таких скупщиков не бывает. Но послу­ шаем, что скажет второй охотник. Э, скажет он, соболь —не заяц, за ним надо походить да походить, а добудешь ли? Вот так и художник: большую жанровую вещь надо писать три-четыре года, и ладно еще, ес­ ли она состоится. А если неудача?.. Еще и мода, Лариса Николаевна. А ведь она на всё, даже на женскую красоту. Во время НЭПа нужно было иметь большие глаза, изящные губы, прямой нос, лебяжью шею. Теперь эталоном обожания стали круглолицые, со вздернутым носи­ ком, бойкие, ни в чем не уступающие юношам. Мода и в живописи. Кому-то подражаем, пытаемся вернуться к детской непосредственнос­ ти, скатываемся до примитивизма, так легче; не надо уметь рисовать, не надо лепить форму; тяп-ляп, обобщил и—в раму... Еще, конечно, и ритм жизни. Не поспеваем за событиями. Сравните: кино делают сотни людей, аппаратура, а художник по-прежнему один, и кисточки у него те же, что и пятьсот лет назад, только похуже: на всех колонка не на­ пасешься. Вот так-то. А пьют... Знаете, почему художники позволяют себе выпить? Если уходишь из мастерской и знаешь, что завтра тебе надо написать в о т это ме с т о —пить не будешь... Дверь в это время отворилась, кто-то вошел. Юрий Кириллович удивленно посмотрел на штору. Ее отвели в сторону, явился Дубицкий, (Это я не закрыл дверь на защелку!) — Я занят,—сказал ему Юрий Кириллович подчеркнуто вежливо (уж так вежливо, что мне вспомнилась Пелагея Савельевна: «Голосок- то бархатный у Юрия Кирилловича, а говорит —будто нитку всю в узелках через тебя протягивает»),—И отпусти штору, пожалуйста, ты можешь ее оборвать.—Дубицкий не шелохнулся, только край шторы ‘натянул еще сильнее (машинально, конечно, а не затем, чтобы подраз­ нить хозяина мастерской), Юрий Кирилловна сел прямее, сказал холо- 5 Сибирские огаи. X» 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2