Сибирские огни, 1980, № 3
4‘ ВЛАДИМИР ПОЛТОРАКИИ рубщики по камню, столяры и пр.— скажут вам потихоньку, что фак- тически-то хозяева они, а творческий Союз лри них, что Союзу на свои отчисления и Дома не содержать: на освещение хватит, а уж обогре ваться будет не на что. Рабочий день в Доме у каждого художника свой, никем не норми рованный; одни к девяти утра уже наработаются, другие только в одиннадцать поднимаются к себе в мастерскую. Работать художника никто не заставляет, кроме желания работать, необходимости рабо тать и упоения в работе. Он ведь перед холстом уподобляется малень кому богу; мир, им творимый, неповторим; душа,, подмешанная в кра ску, заставляет ее звучать и находить отзвуки в душах других людей, а это ли не счастье творца! Сам бог и то, говорят, преисполнился тще славия и похвалил себя, сотворивши мир, до того нигде не существовав ший. Правда, богу не надо было заключать договора на сотворение мира, опроцентовывать поденно свой труд, получать аванс, ждать реше ния художественного совета и т. д. Кроме того, обошелся он, как вы помните, без материалов, даже краски не пришлось покупать. Худож нику безо всего перечисленного не обойтись. Один из старейших и зас луженны^ обитателей Дома, патриарх живописи Игнат Павлович Ала- бата, говаривал так: «Хоть и душой пишет художник, да ведь душа-то во плоти, так ты ей плати, она есть просит и выпить не всегда откажет ся». День, когда все вокруг завертелось, с утра ничем не отличался от других дней середины лета 196... года. Но уже часам к двенадцати про изошли, по крайней мере, три события, о которых не перестают вспо минать в Доме и до сего времени. Первое: к художнику Алексею Метелину прилетела сестра Лариса. Второе: маляр и ночной сторож Дома художников Петр Андреевич Штучный опрокинул себе в сапог банку столярного клея. И третье, самое, конечно, важное: прошел слух, что Потап Остапо вич Оглухов, бывший директор местного отделения Художествен ного фонда СССР, проспавший в больнице чуть ли не пятнадцать лет, проснулся наконец-то и со дня на день может появиться в Доме худож ников. События, конечно, далеко не равнозначные. Проснувшийся Оглу хов и клей, опрокинутый в сапог! Озеро и лужица после дождя, если их сравнивать. И сними Петр Андреевич сапог сразу же, не дай клею засохнуть — о сапоге и разговору бы не было. А он замешкался. И при шлось ему, бобылю заскорузлому, спать потом в сапоге. Теперь о сестре Алексея Метелина. В 1935 году (вот аж когда!), в одну из летних ночей, Лорку Мете лину, в то время только что закончившую с нами девятилетку, заозер- ские парни приторочили к кладбищенскому кресту. Здесь уместно сообщить, что Заозерск —это один из районных центров на севере области, когда-то уездный город, возникший на Боль шом Сибирском тракте, если верить заозерцам, чуть ли не при Иване Грозном. 35-й год для заозерцев был необычным: они впервые посмот рели звуковой фильм и впервые же попробовали танцевать фокстро ты и танго; городские власти в том году построили возле кладбищен ской рощи танцевальную площадку. . После танцев, под звуки вышибного марша, ребята и девчонки иногда ходили на речку искупаться. Шли напрямик, срезая угол кладби щенской рощи. Этим же путем и я уходил к себе домой, в Сугатовку, за 20 километров. Да, вот так. В субботу приду пешком, в воскресенье возвращаюсь. И все для того только, чтобы издали посмотреть на Лорку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2