Сибирские огни, 1980, № 3
Ушел Вася, прошлепал своими ластами через вестибюль, проводил его взглядом Вадим Романович, потрогал себя пальцами за виски, ска зал раздумчиво: — Ну, хорошо. Вася —бог с ним! Да и братец его, уголовник отпе тый. Какой с них спрос? Да ведь третьим был кто-то... Неужели все- таки Шигарев? Непостижимо! Любовь —не шахматы, у нее ничьих не бывает. Побежденным оказывается тот, кто больше любит. Кто-то один (лучше, если это будет мужчина) должен висеть на дыбе с тем,-чтобы другой разводил под ним огонь. Гореть на таком огне, чтобы он не по гас —величайшее счастье. Кто этого не испытал, тог обойден судь бой... Мы помолчали минуты две-три, вспоминйя. Вадим Романович вздохнул тихонько и уже другим тоном стал говорить, что зимой испол няется круглая дата со дня появления на свет божий кооперативного товарищества художников, и Союз вместе с фондом решили заказать кому-нибудь из журналистов или писателей свою историю. Заказать. А разве мы сами не могли бы? Он, я и еще Алексей Метелин. — Я пытался писать одни,—сказал Вадим Романович,—Но аппа рат моей памяти далеко не совершенен. Как бы это поточнее? В нем словно бы не всегда срабатывал затвор, отсюда множество провалов, белых или, если угодно, темных пятен. Правда, отдельные картины я вижу во всем богатстве их красок, наполненными звуками, запахами и, главное, настроением; я помню состояние своей души в тот или иной момент моей жизни. У меня, ты же знаешь, душа поэта, когда-то в юно сти я был слугой двух господ, и если бы так не любил краски... Алеша (ты об этом тоже знаешь) хорош йа коротких дистанциях, он сприн тер, а здесь нужен марафонец. Без тебя не обойтись. Я думаю, непло хой получится симбиоз. А я подумал, что если мы возьмемся втроем писать историю, то писать придется одному мне: Алешка через неделю остынет, Вадим Ро манович будет говорить о состоянии своей души, а я —тащи воз, пере лопачивай сорок лет жизни творческого союза и производственных ма стерских фонда. — Поглядим,—говорю уклончиво.—Попробовать можно, а лучше бы все-таки нанять кого-нибудь из молодых литераторов, ничего не знающего о художниках, так оно будет лучше, история напишется объ ективнее. Кержин развел руками. Мы направились из зала, Вадим Романо вич еще раз остановился перед этюдом с Ларисой Метелиной и стал го ворить, что люди .под старость становятся немного мистиками. Спросил, знаю ли я, о чем он сейчас подумал? Я не знал, конечно, и он поведал мне свои думы. Вот они: а не надо ли было случиться тому, что случи лось? Не то вдруг вышла бы Лариса за него, вот такую немощь, за про хиндея Шигарева, за дикого нравом Дубицкого или даже за Юрия Ки рилловича Юрлагина. — Хотя, кто знает,—усомнился тут же Вадим Романович.—Мне тот же Юрий Кириллович, например, видится человеком тяжелым, а для кого-то... —Он посмотрел в окно: —Представь. Идет человек атле тического сложения. Микельанджело ухватится за него: натурщик для библейского героя! Поистине, бог'создал человека по образу и по подо бию своему, чтобы было с кого писать богов! Шекспир создаст из этого же человека героя трагического, заставит его убить соблазнителя доче ри, бороться за власть и погибнуть. Зощенко попытается откопать в этом же человеке смешное, мелкое, пошлое. Кто из них окажется ближе всего к истине?.. Впрочем, возможно, я горожу чушь. Наконец-то мы ушли из выставочного зала. Перед лестницей Ва дим Романович остановился, положил щепоть левой руки себе на лоб, )8 ___________________________ ___ ВЛАДИМИР ПОЛТОРАКИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2