Сибирские огни, 1980, № 3
190 У книжной полки читателей своей экзотичностью, а раство рен в чувстве и образе мышления, что осо бенно ценно. К сожалению, в книге есть и недостатки. Стремясь к вершинам, автор все же порой еще сбивается с пролетаемого им пути на проторенные дорожки. Это относится в первую очередь к сти хотворению, открывающему сборник,—«Че ловек и Вселенная». Не выглядят полностью удачными и сти хотворения, в которых автор пытается при влечь внимание к труду поэта. Вот, например, три строчки из трех раз ных стихотворений на эту тему: «А бессонные ночи текут и рождают бессилье...» «И в работе, бессонный поэт...» «Когда пишу я по ночам стихи...» Даже в большой книге повторения тако го рода сразу бросаются в глаза. В скром ном же по объему сборнике они звучат особенно монотонно. Заканчивая заметки о стихотворениях Байрама Суркашева, остается сказать: сбор ник дает основание предполагать, что воз можности автора начинают реализовывать ся в его лучших стихах, и путь к вершинам художественности он постепенно пролагает. А. РОМАНОВ Виктор Суглобов. Все от тебя мои страда ния. Зап.-Сиб. кн. изд., 1979. Рассказы В. Суглобова не отличаются не ожиданными сюжетными поворотами. Ни чего внешне занимательного в них не про исходит. Инспектор оперотдела едет в де ревню за растратчицей-продавщицей («Все от тебя мои страдания»). Зав. райотделом культуры мается в выходные от скуки, про клиная свою провинциальную тоскливую жизнь («Милютин»), Молодой инженер про ездом попадает в родную деревню, в дом своей бывшей возлюбленной, с которой, как и с деревней, прерваны давно все свя зи («Проездом»). А вот и совсем, как буд то, не сюжет для литературного произве дения— собрание комсомольского бюро («Персональное дело Олега Егорова»)... Молодой писатель (это первая его книга прозы) идет по пути более трудному, но и более надежному. Ведь обыденность, по вседневность составляет большую часть на шей жизни. Здесь важнее всего отыскать нужный ракурс, в котором материал при обретает не только свежесть и оригиналь ность, но и единственный в данном кон кретном случае присущий ему «момент ис тины». «Странно все же устроена жизнь, если вдуматься. Вот обязанность — что это та кое? Перед кем? Перед чем?.. Перед Колей Бусыгиным? Перед людьми? Перед зако ном?.. Или перед самим собой? Но почему и откуда она взялась? И почему она силь нее всех его мучений?» — размышляет ге рой рассказа «Все от тебя мои страдания» Слава Самохин. Инструктору райкома комсомола Тояику и литсотруднику районной газеты Саше («На ночь глядя») в общем-то нетрудно простить себе то малодушие, какое проявили они при встрече с вооруженным хулиганом: лично к ним сей тип не приставал, не угро жал, и все в этот вечер закончилось благо получно. «Можно, конечно, оправдаться: не хотели затевать драку в общественном ме сте, но это же смешно. Это же просто смешно!» Спасительная ложь для себя не успокаивает молодых людей. Они понима ют, что, солгав себе, смалодушничав перед собой, они уже не имеют морального пра ва требовать честности и принципиальности от других. Твоя собственная ложь, как бы мала она ни была, если ты постарался ее не заметить или оправдать, рано или позд но выльется в большую ложь — и уже не только перед самим собой. Человек не есть какая-то замкнутая автономная система, и «быть свободным от общества нельзя». Нравственная ситуация предельно обост рена в рассказе «Персональное дело Олега Егорова». Комсомольское районное бюро пытается найти причины преступления де сятиклассника Олега Егорова. Он подгово рил шпану обобрать его же соклассников Маслова, Котова и Сорокина. Оказывается, что это не просто хулиганство и даже но мальчишеская месть, хотя поначалу все вы глядит именно так (несколько ранее те же одноклассники не пришли на помощь Оле гу в аналогичной ситуации). Автор ставит своеобразный психологический экспери мент: в одной и той же ситуации он про веряет на отношение к чести, долгу одина ковых по возрасту молодых людей, кото рые вместе учатся, читают одни и те же книги, воспитываются одними и теми же учителями. И вот парадокс — условия оди наковы, а результаты поразительно не схо жи. Товарищи Олега не выдерживают пер вого же серьезного нравственного урока, предают его в ответственный момент. Ав тор далек от мысли, чтобы идеализировать поступки самого Егорова: честь отстаивать надо чистыми руками, но самое главное, заложенное в этом пареньке,— цельность, неотделение личного от общественного — читателем, несомненно, будет принято. Предельная искренность, честность в чувствах и поступках отличают и Леню Ша- вырина («Последний день каникул»). Ложь и честность, чистота и ханжество в этом рассказе сшибаются лоб в лоб. Как и Саша с Толиком («На ночь глядя»), Леня тоже страшится смерти. Он рассказывает Наде, как откопал скелет, как с ужасом предста вил в земле себя, лишенного цветущего живого мира. Но в то же время Леня предпочитает смерть той жизни, где грязь, и ложь, и мерзкие сплетни, отравляющие душу. Смерть Лени и не вызов, и не месть. Это, скорей, желание оставить в себе не прикосновенным образ той Нади, которую он знал до той самой поры, когда злая мол ва растоптала их светлые полудетские чув ства первой любви. Бытовая фактура, которой пользуется В. Суглобов, не только дает рассказчику неограниченный выбор коллизий, но и од-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2