Сибирские огни, 1980, № 3
188 С. ЗАНГЕЕВА нечто неизменное, раз и навсегда данное явление, которое якобы не подчиняется за конам развития. Банзаров, напротив, гово рит о языке, «как о развивающемся явле нии». Эта мысль Доржи Банзарова реши тельно противоречила основному положе нию идеологии «официальной народности», утверждавшей, что нерусские народы Рос сийской империи, в частности, татары, вви ду «отсутствия умственного и нравственно го развития», постепенно придут к вымира нию. Но если от этих слов веет безнадеж ностью, то, напротив, статья Банзарова «За мечание о монголизмах» полна оптимизма и веры в будущее. Не о застое и вымира нии говорится в указанной работе, в ней идет речь об изменениях и преобразовани ях в общественной жизни, которым, начи ная с XIV века, подвергся татарский народ. Хотя автор и не раскрывает того, в чем имен но суть этих изменений, однако нетрудно предположить, что эти самые преобразова ния в общественной жизни народа не толь ко повлияли на структуру его языка, но и на его умственное и нравственное состоя ние. Поэтому корень зла, доведшего дан ный народ до «нынешнего печального по ложения», заключается не в природе, точ нее не в национальных качествах татар, а в тех экономических и политических услови ях, в которых он оказался в силу истори ческих обстоятельств. Доржи Банзаров жил и работал в мрач ную эпоху николаевской реакции. И не смотря на это, ученый сумел обогатить новым содержанием не только востоковеде ние, но и сказать свое слово в области фи лософии и истории. Б одном из писем к О. Палладио Кафаро- ву, занимавшему тогда пост начальника русской духовной миссии в Пекине, Доржи Банзаров писал: «Я давно уже переродил ся в русского». Так мог сказать о себе че ловек, который был убежден, что его судь ба, равно как судьба его родного народа, неразрывно связана с судьбой русского и других народов России. Он считал, что до биться реальной победы над царизмом можно только в союзе с русскими револю ционными деятелями. В этой связи следует отметить, что тако го же мнения были лучшие представители других, так называемых «малых» народов. Достаточно назвать имена великого укра инского поэта Тараса Шевченко и выда ющегося казахского ученого Чоиана Вали- ханова. О необходимости интернациональной со лидарности представителей всех народов, населяющих Российскую империю в борьбе против царского самодержавия хорошо сказал Н. П. Огарев на примере Т. Шевчен ко: «Украина проснулась в Шевченко, и— лучшее доказательство, как сила обстоя тельств влечет к самобытности областей и нераздельности союза,— Шевченко, народ ный в Малороссии, с восторгом принят как свой в русской литературе и стал для нас родной: так много было общего в наших страданиях и так самобытность каждого становится необходимым условием общей свободы». Не будет преувеличением сказать, что эти слова Огарева можно отнести и к Дор жи Банзарову. Тем более, что и первый бу рятский ученый был «с восторгом принят как свой» в русской науке. Не случайно журнал «Отечественные записки», выражая мнение передового революционно-демо кратического лагеря 40—50-х годов XIX ве ка, характеризовал Банзарова, как «замеча тельного русского ориенталиста».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2