Сибирские огни, 1980, № 3
ДОРЖИ БАНЗАРОВ... 187 человека, и явления того и другого — вот что было источником черной веры». Таким образом, по мнению Банзарова, эта вера «возникла в народе под влиянием природы и деятельности духа». И как свидетельству ют факты, этот вывод ученого не расходится со взглядами революционных демокра тов на религию. Так, Белинский, полемизи руя со своими идейными врагами по расо вому вопросу, писал, что климат влияет только на «цвет кожи, наружный вид, язык, обычаи, нравы, религию», а не на «органи зацию человека». Из сказанного следует, что в борьбе с откровенными защитниками эксплуататор ских классов, с такими, например, как Н. Герсеванов, автор «Черной веры...» вы ступал в одном лагере с революционными демократами. Помещик Н. Герсеванов в 40-х годах XIX века пропагандировал реак ционную, антинаучную мысль, которая сво дилась к следующему: из-за «страшной не подвижности азиатской природы... обитате лю Сибири искони суждено быть звероло вом». Нетрудно понять, что Герсеванов и все те, кто за ним стоял, были приверженцами лженаучной «теории» о неравенстве чело веческих рас и в конечном счете были за интересованы в сохранении господству ющего положения крепостников-помещи- ков. Что же касается Доржи Банзарова, то ученый во всех своих работах выступает как сторонник теории единства происхожде ния человеческого рода, подтверждая этим самым мысль о равенстве человеческих рас. Известно, что такого же мнения были и идеологи революционной демократии. Так, Чернышевский писал: «Все расы произошли от одних предков. Все особенности, кото рыми отличаются они одна от другой, име ют историческое происхождение». Аналогичную мысль развивает и Банза- ров в своей диссертации. Ученый не выде ляет монголов в особый народ, исповеду ющий только им присущую религию, от личную от всех других религиозных систем, как это делали представители официальной науки, авторы расистских теорий об «из бранных» и «неизбранных», «исторических» и «неисторических» народах. По мнению Банзарова, история религии у монголов во многом сходна с историей любой другой религии, исповедуемой другими народами, находящимися на той же ступени историче ского развития. В частности, ученый писал, что если шаманство «сравнить с мифологи ческими системами древних народов Азии и Европы, то нашлось бы, может быть, за мечательное сходство между черной верой и другими, но сходство... естественное, не зависящее от сближения народов». По мнению ученого, волхвы и знахари у славян, шаманы у монголов, жрецы, ораку лы и т. д.— не какие-нибудь особенные люди, обладающие сверхъестественной си лой, ниспосланной им свыше, а всего лишь добровольные служители религиозных куль тов. Секрет их популярности в народе за ключается в умении выбирать именно те средства, с помощью которых «удобнее действовать» на неразвитый ум человека. «Волхвы, жрецы и им подобные люди у об разованных народов пользуются положи тельными знаниями в науках для поддер жания своего влияния на народ,— писал Банзаров,— но шаман,— хотя бы он и чув ствовал призвание к чему-то, но не имел средств, которыми бы мог действовать на своих диких и кочевых единоземцев, увле каемый беспокойным нравом, он прибегал к обману, который легко ему удавался при легковерии и невежестве народа». Другая работа Банзарова «Замечание о монголизмах» еще раз убедительно свиде тельствует об идейной близости бурятского ученого к революционно-демократической мысли 40—50-х годов XIX века. Известно, что царское правительство от крыто проводило политику ущемления по литических и экономических прав народов Зауралья, в результате которой последние были обречены на нищету и вымирание. Однако причину угнетенного состояния си бирских народов идеологи «официальной народности» объясняли их расовыми осо бенностями. Так, они цинично писали, что «какие бы меры ни были предприняты для улучшения существования татар, все они окажутся недействительными, потому что лень их, беспечность и отсутствие умствен ного и нравственного развития все более и более ведут это племя к уничтожению». К сказанному следует добавить, что ве ликодержавный шовинизм определял и политику царизма в области народного об разования. В национальных школах реши тельно насаждалась православно-самодер жавная идеология, которая имела своей целью внушить детям нерусских националь- ностей полное забвение своего родного языка, своей национальной культуры, наци ональных обычаев, привычек и т. д. Доржи Банзаров был одним из тех, кто смело выступал в защиту национальных культур малых народов России. Так, в ста тье «Замечание о монголизмах» он убеди тельно доказал, что живой татарский язык не только продолжает жить, но, начиная с XIV века, претерпел значительные измене ния. И эти изменения, утверждал ученый, произошли вследствие тех преобразований в общественной жизни, которым подвер гался «с той поры (с XIV в.— С. 3.) татарский народ». Это, как совершенно правильно от мечают исследователи творчества Банзаро ва, был не только диалектический, но и материалистический подход к языку. Надо ли говорить, что в условиях 40-х— начале 50-х годов XIX века, когда самодер жавие и православие были возведены в ранг правительственной идеологии, писать о существовании самобытного «нынешнего татарского языка» было смелым по тому времени шагом. Между тем Банзаров не ограничился одним фактом признания жи вого татарского языка. Он идет дальше. И рассматривает язык народа исторически. Этим самым молодой ученый бросил вызов сторонникам официальной науки, которые пропагандировали метафизический взгляд на язык. Они утверждали, что язык — это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2