Сибирские огни, 1980, № 3

С . Зангеева ДОРЖИ БАНЗАРОВ И РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ 4 0 -5 0 - х ГОДОВ X IX ВЕКА В 40—50-х годах XIX века рупором идей народного освобождения и прогресса Рос­ сии были, как известно, «Отечественные записки» (при Белинском) и «Современ­ ник». Эти журналы развернули знамя борь­ бы за освобождение крестьян от крепост­ ной зависимости. Между тем, в силу своей тесной связи с крестьянским вопросом, в центре внима­ ния оказался и национальный вопрос. Из­ вестно, что, осуществляя национальный гнет, царское правительство проводило принцип «официальной народности» в кре­ стьянском вопросе. И эта антинародная по­ литика имела прямую и открытую поддер­ жку со стороны либерального дворянства, в частности — славянофилов. Именно с ни­ ми главным образом и полемизировали ре­ волюционные демократы по национально­ му вопросу. Особое место в полемике за­ нимали вопросы национальной культуры и просвещения народных масс. В 40—50-х годах XIX века революционно- демократические традиции в философии, истории, социологии, наряду с Белинским и Герценом, развивал выдающийся бурят­ ский просветитель Доржи Банзаров. Доржи Банзаров родился в 1822 г. в Ку- тетуевском улусе Селенгинской степной думы Забайкальской области. В числе луч­ ших учеников Троицкосавской войскозой русско-монгольской школы Доржи в 1835 г. был отправлен в Казань. В 1836 г. он был принят в местную гимназию. Отлично окон­ чив полный курс Казанской гимназии, Дор­ жи в 1842 г. поступает в университет. В июне 1846 г. Банзаров окончил Казанский универ­ ситет и блестяще защитил диссертацию на тему «Черная вера, или шаманство у мон­ голов». После того, как эта работа была опубликована в «Ученых записках Казанско­ го университета» за 1846 год, имя Д. Бан- зарова получило широкую известность. Один из выдающихся ученых того времени П, С. Савельев писал об авторе «Черной веры...»: «...светло и философически пони­ мал свой предмет юный кандидат, только что оставивший университетскую скамью, а десять лет, дитя природы, росший среди стад родимых степей». И, конечно же, бес­ покойная мысль ученого неустанно билась в поисках путей, которые привели бы к осво­ бождению народа от гнета царских сатра­ пов. Если проследить сущность взглядов Дор­ жи Банзарова на религию, на расовый во­ прос, а также на вопросы национальной культуры и просвещения народных масс, можно отметить определенную близость их со взглядами Белинского, Чернышевского, Добролюбова. В свом главном труде — дис­ сертации «Черная вера, или шаманство у монголов» Доржи Банзаров смело и реши­ тельно опроверг односторонние, метафи­ зические взгляды своих предшественников и современников, исследовавших судьбы монгольских племен. Молодой ученый в своей работе отме­ тил, что исследователи в основном интере­ совались завоеваниями монголов. «Ориен­ талисты уже издавна занимаются судьбами народов Средней Азии,— писал он,— но внимание их преимущественно обращалось на военные дела монголов, между тем, как нравы, обычаи и вера их оставались в сто­ роне и составляли как бы посторонний предмет в истории. В особенности та вера, которую исповедовали монголы до приня­ тия буддизма, не обращала на себя внима­ ния ученых, и последние имели важную причину умалчивать об ней: это недостаток данных, по которым можно бы было дать ясное понятие о вере древних монгольских племен». В своей диссертации Доржи Банзаров до­ статочно полно изложил материалистиче­ ское понимание вопроса о происхождении религии. О «черной вере» монголов уче­ ный писал, что она «произошла из того же источника, из которого образовались мно­ гие древние религиозные системы; внеш­ ний мир — природа, внутренний мир — дух

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2