Сибирские огни, 1980, № 3
184 ГЕННАДИИ КАРПУНИН нять» (Даль). В контексте сновидения «кисань»— ¡скопище воронов, кишение нечисти. В прямом плане — это «поганые», которые, поскольку в стене Русской земли образо- вался проход для них, «съ всехъ странъ прихождаху съ победами на землю Рускую»; это Половецкая земля, это вообще — По л е . ■«Дебрь Кисаню» — дверь Полю, или, как далее у автора, «Полю ворота». Итак, в переводе с «мутного» языка сна на «светлый» язык яви (который я со знательно осовремениваю), Святослав говорит: «Наступили такие времена, когда мой златоверхий терем стал формой, лишенной содержания. Всю эту темную годину, с са мого ее начала, буйствовали поганые, кишмя кишели, как воронье, потому что у Го рода на Горах, у земли Русской, отворилась дверь Полю; и не прогоню их назад, к Синему морю, потому что нет более духа моего в теле моем, ибо зову князей моих: «Загородите Полю ворота своими острыми стрелами!» — и не получаю ответа». <Жнес» — это единый дух, это дух единства, который наполнял и держал здание Русской земли. Этого духа не стало, он покинул тело Русской земли. Этот идеал единства отошел в прошлое, к праотцам. И Русская земля — Город на э т о м Идеа ле — погибла. Сон Святослава — мечтание, в которое вторгается жестокая правда жизни. Свя тослав понимает, что он — «живой труп», но он рассчитывает, вступившись за Игоря, «буего Святславлича», привлечь его в свое лоно — в старый терем, в котором угасла жизнь. Однако мечта не сбывается: «великий жемчуг», высыпаясь из «тощих тулов по ганых толковин», не попадает в его лоно, и труп из «живого» превращается в пол ностью «мертвый»: Русская земля оказывается под властью Поля. Сон Святослава был пророческим. Суть его сна и его «золотого слова» — «призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских пол чищ» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 29, стр. 16). Слыша топот степных кобылиц (не монголы ли загадочные «хинове», упоминае мые в «Слове»: «По Руской земли простошася половци, аки пардуже гнездо, и въ мо ре погрузиста, и великое буйство подасть хинови»? — По Русской земле простерлись половцы, как какое-то гнездо, сами они в море погрузились, но пример великого буйства подали неизвестной, грядущей хинови...),— слыша топот степной конницы, Святослав пытался новой заплатой залатать старое рубище, молодым вином напол нить ветхие мехи. Однако сказано: «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще ху же. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие, а иначе прорываются мехи и ви но вытекает. Но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое». Мехи Русской земли опустели. В них не осталось «старого вина» — доброго су ществовавшего духа единства. Ушла и последняя капля этого вина — Игорь Святосла вич. Игорь через свою погибель в Половецкой земле возрождается, становясь «мо лодым вином». Это «молодое вино», возвращаясь, прорывает мехи д р е в н е й Руси. Д р е в н я я Русь гибнет. А новое родившееся содержание отливается в новую фор му: Игорь едет не в лоно Софии, а в лоно Пирогощи. Образом полка Игорева автор выразил думу народа о новом Киеве, о новом граде Русской земли. А где стоять этому новому граду — было делом времени. Расстояние между Софией и Пирогощей, измеряемое сотней метров Боричевой дороги,— это наглядно выраженная ступень, которая образуется при диалектическом, круговом поступательном движении. Это был маленький шаг одного русского человека, Игоря Святославича, и долгий путь всего русского народа. Сотня шагов от Софии до Пирогощи, которые Игорь преодолел ценой двухме сячного половецкого плена, были тысячей верст от Киева до Москвы, которые рус ский народ преодолел ценой двухвекового монголо-татарского ига. Возвращаясь на Русскую землю, Игорь Святославич уходил в будущее. Течение времени относило северского князя к северу — туда, куда бог указал ему путь «смор- цами», всполохами северного сияния. Было темно. И во тьме менялся облик города, в который ехал князь, и менялся облик князя, который ехал к городу. Когда же на стал день, то город был уже не Киевом, а Москвой, и князь был уже не Игорем Свя тославичем, а Дмитрием Донским.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2