Сибирские огни, 1980, № 3

182 ГЕННАДИЙ КАРПУНИН Хочется также обратить внимание на символику хлеба в «Метаморфозах» и «Стране Муравии». И в этих произведениях переход от старого «града изобилия» к новому — смена хлебородных «божеств». И естественно, это — свадьба: Стоят столы кленовые, Хозяйка, нагружай! Поспела свадьба новая Под новый урожай. Поспела свадьба новая Под пироги подовые, Под свежую баранину, Под пиво на меду. Под золотую, раннюю Антоновку в саду. И над крыльцом невестиным. Как первомайский знак. Тревожно и торжественно Похлопывает флаг... Свадебный пир, пироги, торжество нового знамени... Торжество нового знаме­ ни — и пир Пирогощи в «Слове о полку Игореве». И это торжествующее новое зна­ м я— знамя успения, то есть воскресения, возрождения: «Чрьленъ стягъ, бела хорю- говь, чрьлена чолка, сребрено стружие — храброму Святьславличю!» V В Киеве-на-Горах, в старом Владимировом и Ярославовом городе, в златоверхом тереме «дедов своих и отцов своих», привиделся Святославу «мутенъ сонь»: «Оде- вехуть мя,— рече,— чръною паполомою на кроваты тисове; чръпахуть ми синее вино съ трудомь смешено; сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ великый женчюгь на лоно, и негуютъ мя...» Что означает этот сон? Святослав видит себя умершим. Он возлежит на смертном одре, и его тело облачают в черную паполому — погребальное покрывало. Пеленаемое в черную па- полому тело Святослава символизирует мир современности как мир погибели. Сон Святослава — это его мысли, это его восприятие действительности. А воспринимать современную действительность он не может иначе, нежели как погибель. «Настоя­ щее,— пишет М. Бахтин о восприятии времени в античной и средневековой тради­ ции,— нечто преходящее, это текучесть, какое-то вечное продолжение без начала и без конца; оно лишено подлинной завершенности, а следовательно, и сущности. Бу­ дущее мыслилось либо как безразличное, по существу, продолжение настоящего, либо как конец, конечная гибель, катастрофа. Ценностно-временные категории абсо­ лютного начала и абсолютного конца имели исключительное значение в ощущении времени и в идеологиях прошлых времен. Начало идеализируется, конец омрачается (катастрофа, «гибель богов»). Это ощущение времени и определяемая им иерархия времен проникает собою все высокие жанры античности и средневековья. Они на­ столько глубоко проникли в самые основы жанров, что продолжают жить в них и в последующие эпохи — до XIX века и даже позже». Для Святослава, выражающего идеологию «старых словес», мир может сущест­ вовать только в образе абсолютного прошлого — воспроизводя себя в первоначаль­ ном виде. Если же повторения прошлого нет, то мир гибнет. Далее следует образ: «чръпахуть ми синее вино съ трудомь смешено». Вино — один из главных символов жизненной силы. Пить вино — вкушать блаженство. Речь идет о попытке влить жизненную силу в мертвое тело. Прошлое нуждается в своем возобновлении. А возобновить себя оно может только за счет притока к нему моло­ дых сил, за счет приобщения к нему молодых князей. И Святославу снится, то есть мыслится такой вариант: «сыпахуть ми тъщими Ту­ лы поганыхъ тльковинъ великый женчюгь на лоно, и негуютъ мя». Игорь Святославич

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2