Сибирские огни, 1980, № 3
ЖЕМЧУГ «СЛОВА*, ИЛИ ВОЗВРАЩЕНИЕ ИГОРЯ Г 79 Фамусов смешон. Но не менее смешон в своем мнимом величии и Святослав, пытающийся повернуть вспять колесо истории. «Вопреки исторической действительности,— пишет исследователь,— слабого ки евского князя Святослава Всеволодовича автор «Слова» рисует могущественным и «грозным». На самом деле Святослав «грозным» не был: он владел только Киевом, деля свою власть с Рюриком, обладавшим остальными киевскими городами. Свято слав был одним из слабейших князей, когда-либо княживших в Киеве» (Д. С. Лихачев. Великое наследие. М., «Современник», 1975). Типичное противоречие формы содержанию. А такое противоречие есть комизм. И здесь все закономерно. Святослав входит в «Слово» из эпоса «старых словес», яв ляя собой идеальный, традиционный образ могущественного и «грозного» киевского князя. Но в романном мире поэмы, в мире, который принципиально противостоит прошлому, его эпические одежды становятся комичными. Роман уничтожает ценност но-иерархическую категорию прошлого. И в этом процессе уничтожения особое зна чение принадлежит смеховому началу. «Именно смех,— говорит М. Бахтин,— уничто жает эпическую и вообще всякую иерархическую ценностно-удаляющую дистанцию. В далевом образе предмет не может быть Смешным; его необходимо приблизить, чтобы сделать смешным; все смешное близко... Смеховая и народно-языковая фа- мильяризация мира — исключительно важный и необходимый этап на пути становле ния свободного научно-познавательного и художественно-реалистического творчества европейского человечества». София высилась, олицетворяя вековую «мудрость» — «прадеднюю славу». Одна ко эта «мудрость» уже не соответствовала реальной действительности и потребнос тям жизни. Русские князья «выскочили из прадедовской славы». Стоял только памят ник былому, сам же златоверхий храм Русской земли был разрушен. Эпоха, непосредственно предшествовавшая «Слову», была началом строительст ва нового храма Русской земли. И этот новый храм ставился не как софийский (стро ительство «софий» было прекращено навсегда), а как у с п е н с к и й , Чем отличается успенская идея от софийской? София ставит ценностный акцент на прошлом, помещая идеал — «царство небесное» — в начало времен. Современ ность же, отличающуюся от этого идеала, она воспринимает как погибель, как конец света. Спасение, по софийской идее,— в возврате к прошлому. Идея успения — пере нос ценностного акцента, «царства небесного», в будущее. Успенская церковь учит, что смерть не есть уничтожение бытия, а только переход от «земли» на «небо», от тления и разрушения к будущей «жизни вечной». То есть успенская идея находит вы ход из того тупика, в который попадает София при соприкосновении с действитель ностью. Успение включает в себя Софию как старую, утратившую свою жизнеспособ ность форму. Здесь «старая» Софийская Дева умирает, ее «нерушимая стена» рушит ся. Но, умирая в одном образе, Богоматерь воскресает в другом — в образе грядущего «царства небесного». Церковь святой Богородицы Пирогощей, о которой говорится в финале поэ мы — «Игорь едетъ по Боричеву къ святей Богородици Пирогощей»,— была воздвиг нута Мстиславом Великим, сыном Владимира Мономаха, как церковь Успения Пре святой Богородицы. Храм был небольшим, но вот что поразило археологов, когда они раскопали его остатки: «Зная характер подольской почвы, можно было ожидать, что фундаменты Пирогощи будут больше обычных. Этого требовали интересы сохран ности здания, но трудно было предположить, что они окажутся столь мощными. Вы сота фундамента достигала четырех метров, ширина — более полутора метров. Сло жен он из чередующихся рядов плифы и крупных валунов, на известковом растворе с примесью розовой цемянки. Для небольшого посадского храма, каким была Пиро- гоща, строители создали такой запас прочности, которого хватило на многие столе тия» (П. Толочко. Древний Киев. «Наука и жизнь», № 4, 1977). Успенский храм был поставлен не в старом, Ярославовом, городе — Киеве-на-Го- рах, а в новом — Киеве-на-Подоле, и, как мы видим, поставлен он был с перспекти вой роста, с перспективой превращения его в главный храм Русской земли. Храм этот уже одним своим местоположением (а таковое всегда играло огромную символиче скую роль) олицетворял н о в ы й город, н о в ый Киев, н о в у ю землю Русскую. 12*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2