Сибирские огни, 1980, № 3

1 7 6 ГЕННАДИЙ КАРПУНИН Вопрос вопросов, проблема проблем: почему формула въезда Игоря в Киев от­ личается от принятой в Древней Руси — «ко святей Софии къ Киеву»? София была главным киевским храмом и главным храмом Русской земли. Она принадлежала к числу таких святынь, поклонение которым было обязательным. Ни один князь, въез­ жавший в Киев, не мог не поклониться Софии. «В тех случаях,— пишет академик Б. А. Рыбаков,— когда летописи отмечают в ъ е з д какого-либо князя в Киев, они говорят о поклонении кафедральному храму св. Софии» (Б. А. Рыбаков. «Слово о полку Иго- реве» и его современники. М., «Наука», 1971). Действительно: «Изяславъ же... въеха в Киевъ... и приеха къ святей Софьи, и поклонися святой Богородици» (1146 г.); «Вячь- слев же уеха в Киев и еха к святее Софьи...» (1151 г.) и т. п. Да и в самом «Слове» София называется высшей из существовавших святынь: «Съ тоя же Каялы Святоплъкъ повелея отца своего междю угорьскими иноходьци ко святей Софии къ Киеву». Все едут к святой Софии, а Игорь Святославич, слава о котором летит «чрезъ море до Киева», возвращению которого радуются все «страны» и «грады», отправля­ ется во второстепенную церковь на киевском торгу, в скромный храм святой Бого­ родицы Пирогощей, предназначавшийся отнюдь не для князей, и даже не для бояр, а для киевского простолюдья — ремесленников, торговцев... И какое расхождение с летописной «Повестью о полку Игореве»! Там Игорь едет «ко Киеву к великому кня­ зю Святославу». А ехать «ко Киеву к великому князю Святославу» — значит ехать «ко святей Софии къ Киеву», потому что София была храмом великого князя, его д о м о м — там находилось его ц а р с к о е м е с т о . Или другой вопрос. Говорится: тяжко Игорю без Русской земли, как голове без тела, и зло Русской земле без Игоря, как телу без головы. Как это понимать? Игорь глава Русской земли?!. Но Русскую землю возглавлял не Игорь, а Святослав... Второстепенный храм становится главнее главного храма, а второстепенный князь — главнее главного князя... Полнейший переворот иерархий!.. Переворот иерархий? Но ведь в этом же и состоит смысл поэмы! София — храм «старого времени», а Пирогощая — храм «сего времени». Лето­ пись датирует Софию 1037 годом, а Пирогощую — 1136-ым. В момент описываемых «Словом» событий Софии было 150 лет, а Пирогощей — 50, и они соотносились, как старая царица и молодая царевна в известной сказке А. С. Пушкина: «Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех’милее, Всех румяней и белее». ...Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей. Кстати, вот об этом-то — о молодой царевне и о сыскавшемся ей женихе — как раз и идет речь в финальной сцене «Слова о полку Игореве». Сопоставим: «Игорь едетъ по Боричеву къ святей Богородици Пирогощей. Стра­ ны ради, гради весели»; и — «Ликуй от радости, дева Сион, торжествуй, дева Иеру­ салим! Вот твой царь едет к тебе, справедливый и спасающий, кроткий, сидящий на ослице». В обоих случаях город (а этот город символизирует страну со всеми принад­ лежащими ей городами и землями) представляется девой, которая радуется и лику­ ет, встречая едущего к ней. Почему дева-город (страна, земля, царство) ликует и радуется? Да потому, что едущий к ней — это ожидаемый ею жених, спаситель (спа­ ситель, по древней семантике,— податель жизни, оплодотворитель).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2