Сибирские огни, 1980, № 3

ЖЕМЧУГ «СЛОВА», ИЛИ ВОЗВРАЩЕНИЕ ИГОРЯ 173 Понятия «старые» и «молодые» были ценностно-иерархическими — они выражали сте­ пени общественной высоты: «большие» и «меньшие». Вместе с тем они были и цен­ ностно-временными: «большие» всегда приобщались к прошлому, являя собой образ «высокой», достойной эпического уровня современности (старый — прежний, тради­ ционный); а «меньшие» — к настоящему, которое по сравнению с эпическим прошлым было действительностью «низшего» уровня (молодой — нынешний, новый). «Старый Владимир», «старый Ярослав» и «старый Святослав» — это не разные князья, а одна ценностно-иерархическая категория с т а р о г о , в которой сформиро­ ваны все внешние выражения господствующей силы и правды; это одно «золотое слово». Старое — золотое. Старое-золотое противостоит новому, которое «высадилось из седла злата», «выскочило из дедовской славы» («уже бо выскочисте изъ дедней славе»). Иначе говоря, в жизни имеет место конфликт старого и нового. И автор поэмы, отражая этот конфликт, стоит на стороне нового. Он возвышает настоящее над прош­ лым, «нынешнего Игоря» — над «старым Владимиром». Смысл и значение совершенного автором особенно хорошо видны при сопо­ ставлении его «Слова о полку Игореве» с «Повестью о полку Игореве», дошедшей до нас в составе Ипатьевской летописи. В «Повести», как и а «Слове», Святослав призывает князей встать на защиту Рус­ ской земли. Он шлет к ним гонцов со словами: «Ныне же половци се победили Игоря и брата его с сыномъ. А поеди, брате, постерези земле Руское». Часть князей откли­ кается на призыв Святослава: из Смоленска идут к Киеву дружины Давыдовы, из Белгорода — полки Рюриковы, в Чернигове собирает войска Ярослав. Не все, правда, у князей ладится, но прежний идеал единства в известной мере реализует себя и тем самым подтверждает возможность своего полного осуществления. Сам же Игорь, воз­ вращаясь из плена, едет сначала в Чернигов, в вассальной зависимости от которого он находился: «Из Новагорода иде ко брату Ярославу к Чернигову, помощи прося на Посемье. Ярославъ же обрадовася ему и помощь ему дати обеща». Затем Игорь от­ правляется по инстанции далее — в Киев, в вассальной зависимости от которого на­ ходился черниговский князь: «Игорь же оттоле еха ко Киеву к великому князю Свя­ тославу, и радъ бысть ему Святославу также и Рюрикъ, свать его». Соблюдая всю эту субординацию, Игорь подтверждает существующий идеал единства как незыблемый и единственно правильный. Игорь, решив возвыситься и предприняв с этой целью по­ ход на половцев, нарушил существующий идеал подчинения меньшего большему, за что и понес суровое наказание. Теперь же Игорь исправляется, поднимаясь до уровня прежнего общественного идеала. Переворот в иерархии времен, перенос оценочного центра из прошлого в на­ стоящее дает совершенно иную структуру движения персонажей в «Слове о полку Игореве». Здесь князья не откликаются на призыв Святослава и не вступают в золо­ той стремень. Идеал прошлого не реализует себя даже и частично. Игорь же, возвра­ щаясь из плена, едет сразу в Киев,— миновав промежуточную инстанцию. Игнориру­ ется здесь и Рюрик — соправитель Святослава («свать его»); он упомянут в числе «ря­ довых» удельных князей. Более того, Игорь минует и самого Святослава: он едет не «ко Киеву к великому князю Святославу», а «къ святей Богородици Пирогощей». Формулы — далеко не идентичные: главным киевским храмом, храмом великокняже­ ским, храмом, выражавшим великокняжескую власть, была, как известно, София — Богородица Софийская. В «Слове» и князь Игорь, и удельные князья более высокого ранга нарушают прежний идеал единства. Они выходят из него. Но выходят с разными перспектива­ ми: разрушив существовавшее единство, сильные и могущественные удельные князья обречены на погибель, им нет места в будущем, их жизнь — в прошлом; Игорь же, выходя из прошлого, обретает славу, будущее за ним, его жизнь — в будущем. В «Повести» отклонившиеся от старого идеала удельные князья и князь Игорь возвращаются к исходному и все смыкается вокруг прежнего центра; в «Слове» удель­ ные князья опускаются ниже уровня старого идеала, а Игорь поднимается выше это­ го уровня. Образуется не круг, а спираль. «Слово» в отличие от «Повести»— не схо­ дящаяся, а расходящаяся вселенная.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2