Сибирские огни, 1980, № 3
162 ГЕННАДИИ КАРПУНИН сто счастья находит несчастье. Игорь пересаживается из «седла злата» в «седло ко- щиево», Никита вылезает из телеги и влезает в оглобли. Игорь в «седле кощиевом», а Никита в оглоблях пребывают до тех пор, пока им не указывается путь к спасению. Путь князю Игорю указывает перст божий, путь Моргунку указывает простертая «на до всей страной» рука, Зовущая вперед... Но сходство не ограничивается совпадением только внешних черт. Есть нечто общее и в самой природе движения Никиты Моргунка и князя Игоря. Жизнь требует объединения разрозненных крестьянских хозяйств, в стране раз вертывается коллективизация, а Никита Моргунок продолжает ориентироваться «а идеалы прошлого, стремясь жить «своим двором»: И при хозяйстве, как сейчас, Да при коне — Своим двором пожить хоть раз Хотелось мне Земля в длину и в ширину — Кругом своя. Посеешь бубочку одну, И та — твоя. «Свой двор» у Моргунка есть. Тогда зачем же он отправляется на поиски «стра ны Муравии»? Никита — крестьянин-середняк. А это значит, что он хочет разбогатеть. Моргун- ком движет тщеславие. Он мечтает о том, чтобы встать вровень с кулаком Ильей Бугровым; Чтоб быть с Бугровым запросто, Всего того опричы «Здоров, Никита Федорыч!..» «Здоров, Илья Кузьмич!..» А угостить,— так дым трубой. Что хочешь ешь и пей! Чтоб рядом он сидел с тобой На лавке на твоей, Чтоб толковать о том о сем, Зажмурясь, песни петь, Под ручку чтоб, да с ним вдвоем. Пойти хлеба смотреть... Игорь Святославич также ориентируется на идеалы прошлого. Эти идеалы вы ражаются формулой: «Рекоста бо брать брату: — Се — мое. — А то — мое же. И начяша князи про малое «се — великое» млъвити». То есть речь идет о стремлении русских князей обособиться, выделиться, стать самостоятельными хозяевами (это был период феодальной раздробленности). Жизнь настоятельно требует объединения разрозненных русских княжеств, идет борьба за государственное единство Руси, а Игорь Святославич, князь небольшой Северской земли, продолжает следовать традиции «се — мое, а то — мое же». Зачем отправляет ся Игорь на поиски «града Тьмутороканя»? «Таманский полуостров,— пишет историк,— никогда не привлекал Рюриковичей, имевших более ценные уделы в центральных районах Руси, По летописям, Тмутара кань в XI в. проходит как некий «перевалочный пункт», куда обычно бежали и где обосновывались младшие Рюриковичи, лишенные доли в центральных районах Руси. Причем они рассматривали Тмутаракань как место, где можно временно остановить-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2