Сибирские огни, 1980, № 3
158 НИКОЛАИ КУЗИН емно, то, вероятно, отпала бы и надобность в сочинении трех приемов, которыми якобы пользуются наши беллетристы при созда нии художественных образов. Очень озадачивает та часть статьи В. Ша пошникова, где он, высказывая нарекания в адрес второстепенных беллетристических сочинений, параллельно толкует о худо жественном образе, о натурализме, чувстве меры и т д. Через частокол цитат и невнят ных комментариев совершенно невозможно уяснить сути критических филиппик автора статьи, но я смею высказать предположе ние, что эти филиппики мало способствуют выяснению, «чего же недостает» увеличе нию шедевров. Ибо весь критический запал тут тратится опять же на фиксацию недос татков тех или иных произведений. Вовсе не хочу утверждать, что упреки В. Шапошникова прозаикам, грешащим опи- сательностью, натурализмом, не соответст вуют действительному положению (хотя трудно согласиться с критикой в адрес по вести В. Распутина «Прощание с Матёрой», преподнесенной так, что повести не дается место в ряду «истинно художественных произведений»). Очень даже соответствуют, и можно было бы добавить к названным В. Шапошниковым книгам еще целый во рох самых, как говорится, свежих произве дений, в которых есть «и застольные бесе ды, и постельные диспуты, и философские перекуры, и натуралистические непристой ности, но есть ли в этом необходимость? Ведь мы попросту пополним фиксирующий багаж недостатков, а В. Шапошников, пом нится, ставил цель выяснить «чего же не достает... сегодняшней литературе», что не совсем одно и то же. Так чего же, в самом деле, «недостает...»? Автор статьи «Чтобы стать классиком» в заключительной части своей работы пола гает, что современной литературе недоста ет новых типов конфликтов (раньше, как мы уже знаем, критик развивал идею обновле ния общечеловеческого типа). Он считает, что нынешняя литература пока еще только занимается модернизацией наиболее рас пространенной конфликтной ситуации про шлого века, а именно: столкновение «века нынешнего и века минувшего», что в при ложении к нашим дням означает, по мне нию критика, столкновение новаторов и консерваторов. Правда, В. Шапошников оговаривается, что некоторые из писателей, разрабатывающих тему труда, небезуспеш но пытаются отыскивать новые модели кон фликтов, -и в качестве примеров называет ряд произведений: пьесу И. Дворецкого «Человек со стороны», романы О. Куваева «Территория», А. Кривоносова «Гори, гори ясно» и некоторые другие. В чем же видится В. Шапошникову новиз на конфликтов, выявленная в этих произве дениях? Останавливаясь на пьесе «Человек со стороны», критик отмечает следующие, как он сам выразился, элементы сенсацион ности в ее конфликте: а) герой пьесы не имеет персональных антиподов, а конфликтует со всем коллек тивом; б) драматург избрал местом действия «промышленный колхоз», то есть такое предприятие, где велика роль «семействен ности» между членами коллектива. Не будем вдаваться в дискуссию по по воду истинной «сенсационности» кон фликта пьесы, а посмеем задать уважаемо му критику вопрос относительно соответст вия этого конфликта реальному положению дел, точнее даже несколько вопросов: не является ли Чешков фигурой несколько придуманной как раз ради «сенсационно сти»? не является ли «промышленный кол хоз», в котором трудится Чешков, пред приятием скорее всего случайным в нашей производственной структуре?.. Но даже приняв на веру явление Чешко- ва и «производственных колхозов» в каче стве естественных «продуктов» эпохи НТР, пока еще рановато, думается, называть чешковские стычки с коллективом торной дорогой к выявлению исторических кон фликтов нашего времени хотя бы потому, что стычки эти не выдерживают испытания нравственностью (а В. Шапошников верно говорит о преобладании в современном конфликте момента нравственного над со циальным). Да и в социальном плане кон фликт в пьесе И. Дворецкого имеет, по вторяю, скорее частный, случайный харак тер, поэтому «новизна» его вряд ли соответствует принципам осознанного ис торизма, который получил, как опять же верно оговорился В. Шапошников, солида ризируясь с критиком А. Ланщиковым, до стойное воплощение в лучших произведе ниях, посвященных жизни сельских труже ников. В свете сказанного невольно возникает ощущение, что многие пожелания В. Ша пошникова, касающиеся необходимости по исков новых типов конфликтов, остаются риторическими. А если еще учесть, что и сам автор статьи «Чтобы стать классиком» признает непрочность «опор» новейших конфликтов, то вопрос «чего же недоста ет... современной литературе» остается все- таки открытым, и критик не исполнил обе щаний, заявленных в начале статьи. После столь подробной информации о наших разногласиях с основными положе ниями статьи В. Шапошникова необходимо, пожалуй, уточнить и общую причину, вы звавшую столь резкие упреки в адрес ди дактической критики. Категоричность суждений, поучающие ин тонации, звучащие в тех или иных критиче ских статьях, бывают чаще всего двух «ви дов»: стихийные и методологические. В первом случае больше крайностей, па радоксальных доктрин, темпераментных указаний, во втором, напротив, все как буд то бы обосновано, объективизировано, и меньше встречаешь прямолинейных мора лизаций, однако это только на первый взгляд. Основательное знакомство со вто рым, методологическим, видом функцио нирования критической дидактики вызыва ет большую озабоченность, чем стихийные доктрины, ибо вся его методология заме шана на монументальном догматизме, про представителей которого еще более ста
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2