Сибирские огни, 1980, № 3
ВЫЯСНЕНИЕ ОБЩЕИЗВЕСТНОГО 157 тельном описании пейзажей, интерьеров и т. д. Думается, что если и научатся наши современные прозаики писать пейзажи луч ше классиков, это еще не гарантирует им избавления от путей «протоптанней и лег че», ибо за пейзажем... возникает самая трудная часть литературного дела — чело веческая судьба. Андрей Платонов, разбирая творчество великолепных пейзажистов Паустовского и Грина, справедливо замечал: «Центр лите ратурного дела всегда заключается в су ществе человека, а не возле него». Вот и стоило бы, наверное, критикам, вы ясняющим «нехватку» в нынешней прозе качеств классики, поговорить о том, как изображают наши писатели именно «су щество человека», а не антураж его бытия. К сожалению, тот же В. Шапошников почти обходит сей вопрос конкретно, ограничи ваясь общими упреками в адрес «литератур ных карликов», то есть малоубедительных героев, претендующих, на типичность. Остановлюсь на рассуждениях критика о типичности чуть подробнее, так как они со держат элемент позитивной программы В. Шапошникова по преодолению отстава ния современной прозы от классики (прав да, перед этими рассуждениями критик пространно толковал с похвалой о катаев- ском экспериментаторстве, призывал писа телей идти нехожеными путями, но это бы ло как бы прелюдией к самой программе). Справедливо упрекая некоторых крити ков (а вместе с ними и расхваливаемых эти ми критиками прозаиков) в упрощенном толковании типического характера, В. Ша пошников заостряет внимание на двух нача лах в литературном типе — социальном и общечеловеческом и приходит к выводу (с ссылкой на авторитет И. А. Гончарова), что одна из коренных задач, стоящая перед современными литераторами,— это «обнов ление общечеловеческого типа, которое равносильно подлинному художественному открытию». Все это в принципе не вызывает возраже ний, и мы присоединяемся к суждениям критика, не соглашаясь только с некоторы ми частностями. Например, вызывают воз ражения заявления о скудном «урожае» на типические характеры в двадцатом веке, пе речень коих ограничен фигурами Павла Корчагина, Василия Теркина, деда Щукаря, Остапа Бендера (?!). Критик, видимо, не считает полноценными типическими харак терами и горьковского Самгина, и шолохов ского Григория Мелихова, и леоновских Грацианского и Вихрова. Что ж, это его де ло. Однако ведь многие положения, выска зываемые В. Шапошниковым, общеизвест ны; о них подробно говорится даже в тех же учебниках С, Флоринского, А. Зерчани- нова и Д. Райхина, которые критик выста вил неким пугалом для современных про заиков... Компилятивные полотцения автора статьи «Чтобы стать классиком» о типическом ха рактере (а они являют, на наш взгляд, чис тейшую компиляцию за исключением лишь того, что относится к разбору рассказа В. Шукшина «Мнение») не представляются «крамольными»; напротив, они в данном случае вполне уместны, но смущает этакий первооткрывательский пафос их, вернее по дача их в эвристическом тоне. И это тем более странно, когда рядом соседствуют такие «теоретические» прописи: «Типиче ский характер наряду с чертами, привиты ми ему определенной социальной средой, олицетворяет также в себе в чистом виде и какие-то общечеловеческие качества, ка кую-то идею... И поскольку таких общече ловеческих свойств не бессчетное количест во, то вполне естественно, что с годами, по мере развития литературы, художественных типов становится все меньше и меньше». А вообще-то, проблема, затронутая В. Шапошниковым, думается, сокрыта не столько в том, что современные прозаики плохо усваивают гончаровские, например, традиции «обновления типов» или вовсе не следуют примеру великого романиста. «Об- новителей»-то среди современников как раз предостаточно, но далеко не всякое «об новление» заслуживает апологического от ношения к нему — видимо, это отлично известно и В. Шапошникову. Недаром кри тик торопливо скомкал разговор об «обнов лении типов» малоубедительной, на мой взгляд, ссылкой на рассказ В. Шукшина... К слову сказать, лучшие наши прозаики (в том числе и В. Шукшин) никогда, пожа луй, не претендовали и не претендуют на искусственное «обновление типов... в духе своего времени» (такое им приписывает наш брат критик), ибо озабочен иными проблемами, о чем хорошо сказал опять же Василий Шукшин: «В постижении сложности — и внутрен него мира человека, и его взаимодействия с окружающей действительностью — обре тается опыт и разум человечества. Не слу чайно искусство во все века пристально рассматривало смятения души и— обяза тельно— поисков выхода из этих смятений, этих сомнений... Меня больше интересует «история души», и ради ее выявления я со знательно и много опускаю из внешней жизни того человека, чья душа меня вол нует». А вот что тревожит другого виднейшего нашего писателя — Астафьева: «...Понимать добро, утверждать его, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле— есть истинное и высшее назначение литератора, в том числе и мое». И когда, скажем, Василий Белов писал судьбу Ивана Африкановича, Валентин,Рас путин углублялся во внутренний мир стару хи Анны, Федор Абрамов исследовал мета ния Михаила Пряслина, то прозаики, навер ное, меньше всего задумывались над про блемой «обновления типов», но неизмеримо много — над сущностью народного характе ра, над историей «души человека», кровно связанного делами и помыслами с нашим временем... И если бы В. Шапошников, преодолев стереотипный подход к проблеме типиче ского (вот он-то, видимо, хорошо усвоил рекомендации С. Флоринского, А. Зерча- нинова и др.), взглянул на нее более объ I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2