Сибирские огни, 1980, № 3
156 НИКОЛАИ КУЗИН И потому представляется, что энергичные попытки обоих упомянутых критиков по мочь литераторам «стать классиками» (по мощь такая, разумеется, носит опосредо ванный характер) грешат аналогичной дис пропорцией, над которой иронизировал Толстой, а потому и не воспринимаются со чувственно. Да и сама столь глобальная проблема, выдвигаемая во главу угла кри тиками и решаемая методом субъективной констатации, выглядит чересчур отвлечен ной от действительно болевых проблем жи вого литературного процесса наших дней и... вызывает тревогу иную: почему в ра ботах некоторых критиков нет-нет да и про рываются настойчивые желания унифициро вать творческие искания художников слова по своему образу и подобию. Вот об этом- то и стоит, пожалуй, поговорить. В самом деле. Так ли уж тревожен факт малого появления шедевров на ниве совре менной словесности? И соответствуют ли сетования на оное истинному положению дел? В. Шапошников, прибегая к арифметиче ской статистике (хотя опять же оговарива ется, что не резонно поверять «искусство арифметикой»), упрекает «наш просвещен ный век» в том, что он не дал миру «ни но вого Толстого, ни Достоевского, ни Чехова», а за последние годы не вышло произведе ний, за которые «можно смело поручиться, что их удел — бессмертие». К русской клас сике 20-го века В. Шапошников относит «Ти хий Дон», «Хождение по мукам», «Двенад цать стульев», «Угрюм-реку» и еще ряд не названных персонально книг, написанных в «первой половине века». Будем признатель ны критику, что он все-таки причислил к лику классических и некоторые произведе ния «просвещенного века» (правда, зачис ление в один ряд на правах равнозначимых гениального «Тихого Дона» и добротно сде ланного бестселлера «Двенадцать стульев» выглядит странновато), однако мы склонны считать, что в активе нашей прозы есть еще немало произведений, вполне могущих пре тендовать на право называться классически ми (М. Пришвина, А. Платонова, Л. Леоно ва, М. Булгакова, сказы П. Бажова, не говоря уже о горьковской эпопее «Жизнь Кли ма Самгина»), в том числе и те, что появи лись в последние годы,— от «Привычного дела» В. Белова до бондаревского «Берега» и повестей В. Распутина. Но не будем навя зывать своего мнения читателю, полагая, что он и без нашей подсказки знает: луч шие произведения последних лет останутся в истории литературы, -несмотря на скепти ческие умозаключения и статистические вы кладки усомнившихся в их «бессмертии» критиков. Юрий Бондарев в книге «Поиск истины» приводит такой эпизод из истории отечест венной словесности, когда «в солидном журнале второй половины 19-го века... не кий критик писал приблизительно так: «Где золотой век отечественной литературы? Где Пушкин? Лермонтов? Где яркие талан ты? Нет, мы живем в период литературных сумерек, когда не на ком глаз остановить!» А в то же время в оглавлении журнала стояли имена Толстого и Тургенева». Комментировать приведенный Ю. Бонда ревым случай, наверное, нет необходимос ти. И хотя в номере журнала, где опубли кована статья В. Шапошникова, нет обнаде живающих имен, разве исключено их появ ление в дальнейшем? Теперь о конкретном выявлении-выясне нии В. Шапошниковым причин «малого по явления шедевров» в наши дни. С восхити тельной наивностью (или иронией?) критик упрекает некоторых современных прозаи ков в том, что они слишком добросовестно следуют рекомендациям старых школь ных учебников по литературе и потому, сле по подражая классикам, грешат описа- тельностью, штампами и т. д. Я читал те произведения, о которых ведет речь кри тик (повести М. Голубкова «Малые Ключи ки», Л. Беляевой «Семь лет не в счет»), со гласен с некоторыми конкретными упрека ми в адрес этих писателей относительно их подражательности классикам, но никак не могу понять: при чем тут С. Флоринский, A. Зерчанинов, Д. Райхин — авторы действи тельно не совсем удачных учебников? Не ужели критик всерьез полагает, что М. Го лубков и Л. Беляева в своей творческой практике следовали наставительным реко мендациям давнишних школьных учебни ков? Зачем понадобилось критику примити- визировать природу художественного твор чества писателей, хотя и не претендующих в классики, но, безусловно, одаренных? Для того, чтобы высказаться поориги нальней, а попутно и «отомстить» С. Фло ринскому и К°, которые, видимо, внушили нашему критику в свое время догматиче ские правила «создания» произведений? К сожалению, оригинальность тут грани чит с явной передержкой, низводящей ра боту писателя до заурядного графоман- ства. А что, если бы высмеянные В. Шапошни ковым авторы вообще не были знакомы с упомянутыми учебниками,— может быть, они писали лучше? Повод для такого вопро са есть, ибо следом за критикой М. Голуб кова и Л. Беляевой автор статьи «Чтобы стать классиком» говорит о некоторых на ших мастерах слова, которые смеют про являть «непочтительность» к классикам, со ревноваться с ними и даже... побеждать. Критик приводит отрывок из «Царь-рыбы» B. Астафьева, посвященный описанию ран него утра, сравнивает его с тургеневским, из «Бежина луга», и отдает первенство ас тафьевскому пейзажу. А ведь хорошо из вестно, что В. Астафьев в силу р'яда жиз ненных обстоятельств не был знаком с учебниками Флоринского и Зерчанинова — не потому ли егр и не зацепила болезнь эпигонства? И если предположить, что М. Голубков и Л. Беляева тоже не ведают о хорошо изученных В. Шапошниковым школьных пособиях по литературе, то вся ирония критика пойдет насмарку, не так ли? Говорить о недостатках нашей усреднен ной прозы надо, только коренной бич этих недостатков сокрыт отнюдь не в подража
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2