Сибирские огни, 1980, № 3
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ В № 7 нашего журнала за 1979 год была опубликована статья В. Ша пошникова «Чтобы стать классиком». Она вызвала отклики других критиков. В № 1, 1980, мы опубликовали статью москвича Л. Панкова «Судьба конфликта». Сегодня, продолжая дискуссию, мы публикуем статью свердловского критика Н. Кузина. ч Николай Кузин ВЫЯСНЕНИЕ ОБЩЕИЗВЕСТНОГО Дидактизм в критике — явление, видимо, неизбежное, особенно в критике ярко вы раженного публицистического направления. Признавая это, мы, однако, не забываем, что наибольшее внутреннее сопротивление вызывают в критических работах как раз нравоучительные, указующие тенденции, потому-то и делаем частые оговорки изви нительного оттенка вроде тех, что прозву чали в статье В Шапошникова «Чтобы стать классиком». С первых же строк статьи автор иронизи рует над «горе-наставниками» в критике и спешит заверить читателя, что его работа не имеет ничего общего с «заявкой на учи тельство», а «преследует только одну цель — выяснить, чего же недостает... се годняшней литературе, почему у нас при огромном количестве выпускаемых ежегод но книг так мало шедевров». Следует сразу же отметить очевидный алогизм в суждениях В.' Шапошникова: де кларируется отказ от «учительства», а сле дом — самая что ни на есть «учительская» заявка: выяснить причины малого появле ния шедевров в современной литературе (такое выяснение, надо полагать, предпри нято не только «для себя»). А кто, кроме «мэтра», решится на столь рискованное на чинание? Широковещательное и, мягко говоря, не сколько претенциозное заявление В. Ша пошникова не является неким откровением в современной текущей критике, ибо за последние годы попытки «помочь» нашим прозаикам поскорее занять места в ряду классиков, а читателям понять, как это де лается, уже неоднократно предпринима лись. Назову, к примеру, статью В. Гусева «Пространство и время» *, в которой автор (выступающий, кстати, и как прозаик) ре шительно пытался «наметить, чего нам сти листически не хватает до классики». Попытки эти продиктованы, вероятно, са мыми благими намерениями, искренней озабоченностью о судьбах литературы, но разделить их пафос, право же, не хочется. И не только потому, что частные упреки в адрес отдельных современных беллетрис тов никоим образом не дают оснований для пессимистических выводов относительно малого появления шедевров. Дело в том, что фиксирование того, «чего... недостает до классики»,— занятие несколько люби тельское, хотя и интригующее нашу любоз нательность; кроме того, в конкретных рас суждениях критиков-максималистов вроде В. Гусева и В. Шапошникова «знаменатель несоразмерно велик с числителем», как лю бил говаривать Лев Николаевич Толстой, характеризуя намерения и результаты како го-либо предприятия. ■«Литературное обозрение», 1978, № 6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2