Сибирские огни, 1980, № 3
СТРАНИЦЫ ж и з н и 153 Уверенно отвечаю — «Держал, и крепко держал». Но моя синяя птица заключалась прежде всего в труде, увлекательном на учном труде, который требует напряжения всех qил, но никогда не дает никакого осадка. Тут все «самое большое»... Самое большое усилие, самое большое удовлет ворение, самое большое сознание своей полезности. * * * Мой старый друг иной раз ворчит утром: «Смолоду сны были интересные. То летишь куда-то, то спортом занимаешься. А то еще лучше, приятные дамы приснятся. А теперь, тьфу! То читаешь во сне какую-нибудь скучнейшую диссертацию, то никак не най дешь нужного оборудования, то кого-то распекаешь, то тебя самого начальство «воспитывает». Сны — хоть кривое, но все же зеркало действительности. * * * Люди всегда хотели оставить о себе па мять в камне. Египетские фараоны, римские императоры, русские цари, турецкие сул таны, венецианские дожи (имена же их ты, господи, веси) строили пирамиды, храмы, дворцы, гораздо реже школы. Эта «мода» не прошла и теперь. Когда на юбилее одного из наших коллег спросили, что он считает самым значительным в сво ей жизни, то этот крупнейший химик ска зал: «Самое главное — строительство но вого здания МГУ и института металлоорга- ники. И на самом деле — камни имеют долгую память». Он улыбается: «А ты не за каменной па мятью поехал в Сибирь строить научный городок над Обью?». Я не нашелся, что ответить. Как-то никог да не думал об этом. * * * «Ты знаешь, в чем главная трудность жизни стариков? — спрашивает меня мой знакомый. И сам же отвечает: — В одиноче стве. Мои ровесники почти все уже умерли или, может быть, сидят где-нибудь по сво им углам, и я их не встречаю. Дети давно выросли и разъехались, жена умерла. Я все время один. Материально обеспечен отлич но, но занимаюсь самообслуживанием: го товлю немудрящие обеды, убираю комна ту, таскаю белье в прачечную. С каждым годом это становится все труднее и скуч нее». Он сделал паузу и продолжал: «А зна ешь, чем «спасаюсь»? Только трудом. Пере издаю свои ранее опубликованные книжки, составляю справочники. Читаю кое-когда лекции в обществе «Знание». Деньги меня не интересуют — интересует работа. Без нее надо бы давно «закрыть лавочку». Он снова помолчал и закончил свою мысль: «Чувствую, что старею все больше. Скоро уже не под силу будут лекции и справочни ки. Что же тогда?». И неожиданно: «Тогда буду вышивать крестиком или гладью. Меня когда-то мать научила. Все же труд, а жиз ни без труда я не понимаю». * * * Часто можно услышать или прочитать о быстром повзрослении людей: «В этот день его детство кончилось» — или: «Незаметно, кажется, в один день он из юноши пре вратился в зрелого мужчину, из ученика в самостоятельного мастера». Старость тоже наступает внезапно. Каза лось, лишь вчера человек был полон сил. Он мог работать почти неограниченно дол го, не боялся никаких передвижений ни по суше, ни по воде, ни по воздуху, ни по слу жебной лестнице. Ему приходили новые мысли, и он с удовольствием их обдумы вал. Во всяком деле стремился проявить инициативу. Хотелось не только начать, но и довести до конца любую работу. Но вот всего месяц тяжелой болезни, и почему-то появилась неуверенность в своих силах, ненужная осторожность, неуместные мысли о смерти. Исчезла инициатива, нет желания начинать что-нибудь новое. Все это и есть старость. Конечно, она неизбежна. Дело, по-видимому, заключается в том. чтобы своевременно психологически пере строиться, работать по силам и не мешать молодежи старческим брюзжанием. * * * Беседовал с одним молодым сибиряком, который показался мне серьезным и вдум чивым человеком. «Я рабочий,— сказал мой собеседник.— За последние годы достиг известного совершенства в своей профес сии. Зарабатываю не меньше инженера. На гражден орденом. Но мой общекультурный уровень мне кажется недостаточным. Меня мало удовлетворяют наши мероприятия в Доме культуры, популярные журналы и нехитрые программы радио и телевидения. Хочется иметь что-то большее. Какое было бы хорошее сочетание — высококвалифи цированный рабочий (а я люблю свою про фессию) с высшим общим образованием». Видно, он немало думал об этом и охотно развил свою мысль. — Почему бы нам не организовать вечер ние или заочные вузы, учащиеся которых, не оставляя своей рабочей профессии, мог ли бы получить «общее высшее образова ние»— изучать историю, философию, есте ственные науки, историю искусств и дру гие гуманитарные науки.— Мой собеседник добавил: — Всем нельзя быть инженерами и другими специалистами. Их просто не нужно столько. Но высоким уровнем куль туры должны обладать все члены коммуни стического общества. Его слова показались мне очень интерес ными, и я записал их. Сожалею, что нам не удалось встретиться второй раз. Встреча
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2