Сибирские огни, 1980, № 3
■СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ. 149 Сейчас мне и самому хочется разъяснить молодежи — не ищите в науке легкой жизни. * * * Слушал доклад одного видного биолога о строении клетки и функциях ее органелл. Он демонстрировал много хороших фото снимков, сделанных с помощью электрон ного микроскопа с высокой разрешающей способностью, рассказывал о своих микро- биохимических исследованиях. Это было интересно. Но самым интересным мне по казалось, как умело он использовал законы диалектики в своем анализе полученных новых фактов, причем ни разу не сослался на эти законы. Он не навязывал их приро де, но они проявлялись как бы сами из экспериментального материалами было яс но, что других выводов из этого материала сделать нельзя. Среди слушателей были и профессиональные философы. Один из них наговорил много комплиментов докладчи ку. Но последний слушал его, явно стес няясь похвал, и в заключение заметил: «Марксистско-ленинская философия давно перестала быть монополией философов. Мы все воспитались на ее почве и иной методологической основы для любой от расли науки не видим. Но, работая на этой основе, не обязательно кричать о ней, как делают некоторые философы». * * * Наука бесконечна, как сама жизнь. Каж дый ученый, даже самый гениальный, с его теориями и гипотезами не более, чем зве но в цепи накопления знаний человечест вом. Непрочные, ошибочные звенья выпа дают, но цепь в целом от этого не только не распадается, а становится крепче. Конечно, не обязательно, да и невозмож но, чтобы все звенья были выдающимися. Но то, что делаешь в науке, во всяком слу чае должно стать надежным ее звеном. Мой старый знакомый говорил мне: — Порой я замечаю у молодых ученых некоторое зазнайство, чрезмерно высокую оценку своей деятельности и полученных результатов. Напишет парень 2—3 статьи среднего качества, выступит где-нибудь с докладом и уже считает себя ученым. Как говорят, он уже «ухватил бога за бороду». Ему бы учиться, да посерьезней, а он сам уже готов учить других. Хочется сказать таким людям—не спеши «задаваться», будь поскромнее. Глядишь, из тебя и в самом деле толк получится. Я улыбнулся. Он почти с возмущением: — Ну ты, чего смеешься? — Вспоминаю, какими были мы сами. Тут уж мы оба весело засмеялись. * * * Огромна’ роль преподавания в развитии науки. Величайшее достижение естество знания — периодическая система элемен тов— была создана ее автором Д. И. Мен делеевым в процессе подготовки к чтению курса лекций по химии. Когда разработан какой-то вопрос, его непременно нужно доложить устно слушателям (не обязатель но студентам). Как-то уж так устроено, что при подготовке доклада и его прочтении гораздо яснее, чем наедине с собой, по нимаешь свои недостатки, проблемы, ви дишь неиспользованные возможности. Хо рошо, если и слушатели отнесутся активно к выступлению. Их вопросы и замечания могут быть очень полезными — они дают толчок к новым размышлениям, а нередко и к новым экспериментам. * * * Провел чуть не целый выходной день за чтением книги старого умного француза Луи де Бройля. Заметно стал забывать язык, поэтому читаю медленно, нередко прибегая к словарю. Отчасти это даже луч ше — получаете» как-то основательнее. Конечно, со многим нельзя согласиться. Но многие мысли высказаны поразительно точно и образно. Вот, например: «Каждое достижение науки ставит больше проблем, чем решает. В науке долги (поставленные, но не решенные еще проблемы) являются ценной частью наследства». Именно в этом и состоит бесконечность познания мира человеком и главная осо бенность творческого процесса науки. * * * Он отлично эрудирован в своей отрасли, знает несколько иностранных языков, очень Трудоспособен, абсолютно трезв. Обладает приятной внешностью, всегда хорошо, даже щегольски одет. И тем не менее в коллек тиве его не любят. Главная причина этого, как я понимаю, пренебрежительное, даже несколько презрительное отношение к сво им товарищам. У него есть свое словечко — «серяга», которым он щедро награждает за неудач ные доклады, за плохо проведенные опыты, за неумение объясниться с иностранным коллегой. Это словечко он произносит с такой убийственной интонацией, с таким чувством собственного превосходства, что редко кто может выдержать. — Мне этот «серяга» целый месяц снил ся,— рассказывал его бывший аспирант.— Кроме эрудиции, ученый должен иметь и сердце. Иначе у него не будет учеников. Аспирант, конечно, прав. * * * Существует английская поговорка: «Кто начинает учиться музыке в сорок лет, тот будет давать концерты на том свете». Эта поговорка невольно приходит в го лову, когда наблюдаешь некоторых более чем взрослых товарищей, которые «идут в науку», имея за плечами два десятка лет работы на производстве. Есть, конечно, от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2