Сибирские огни, 1980, № 3

■СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ. 149 Сейчас мне и самому хочется разъяснить молодежи — не ищите в науке легкой жизни. * * * Слушал доклад одного видного биолога о строении клетки и функциях ее органелл. Он демонстрировал много хороших фото­ снимков, сделанных с помощью электрон­ ного микроскопа с высокой разрешающей способностью, рассказывал о своих микро- биохимических исследованиях. Это было интересно. Но самым интересным мне по­ казалось, как умело он использовал законы диалектики в своем анализе полученных новых фактов, причем ни разу не сослался на эти законы. Он не навязывал их приро­ де, но они проявлялись как бы сами из экспериментального материалами было яс­ но, что других выводов из этого материала сделать нельзя. Среди слушателей были и профессиональные философы. Один из них наговорил много комплиментов докладчи­ ку. Но последний слушал его, явно стес­ няясь похвал, и в заключение заметил: «Марксистско-ленинская философия давно перестала быть монополией философов. Мы все воспитались на ее почве и иной методологической основы для любой от­ расли науки не видим. Но, работая на этой основе, не обязательно кричать о ней, как делают некоторые философы». * * * Наука бесконечна, как сама жизнь. Каж­ дый ученый, даже самый гениальный, с его теориями и гипотезами не более, чем зве­ но в цепи накопления знаний человечест­ вом. Непрочные, ошибочные звенья выпа­ дают, но цепь в целом от этого не только не распадается, а становится крепче. Конечно, не обязательно, да и невозмож­ но, чтобы все звенья были выдающимися. Но то, что делаешь в науке, во всяком слу­ чае должно стать надежным ее звеном. Мой старый знакомый говорил мне: — Порой я замечаю у молодых ученых некоторое зазнайство, чрезмерно высокую оценку своей деятельности и полученных результатов. Напишет парень 2—3 статьи среднего качества, выступит где-нибудь с докладом и уже считает себя ученым. Как говорят, он уже «ухватил бога за бороду». Ему бы учиться, да посерьезней, а он сам уже готов учить других. Хочется сказать таким людям—не спеши «задаваться», будь поскромнее. Глядишь, из тебя и в самом деле толк получится. Я улыбнулся. Он почти с возмущением: — Ну ты, чего смеешься? — Вспоминаю, какими были мы сами. Тут уж мы оба весело засмеялись. * * * Огромна’ роль преподавания в развитии науки. Величайшее достижение естество­ знания — периодическая система элемен­ тов— была создана ее автором Д. И. Мен­ делеевым в процессе подготовки к чтению курса лекций по химии. Когда разработан какой-то вопрос, его непременно нужно доложить устно слушателям (не обязатель­ но студентам). Как-то уж так устроено, что при подготовке доклада и его прочтении гораздо яснее, чем наедине с собой, по­ нимаешь свои недостатки, проблемы, ви­ дишь неиспользованные возможности. Хо­ рошо, если и слушатели отнесутся активно к выступлению. Их вопросы и замечания могут быть очень полезными — они дают толчок к новым размышлениям, а нередко и к новым экспериментам. * * * Провел чуть не целый выходной день за чтением книги старого умного француза Луи де Бройля. Заметно стал забывать язык, поэтому читаю медленно, нередко прибегая к словарю. Отчасти это даже луч­ ше — получаете» как-то основательнее. Конечно, со многим нельзя согласиться. Но многие мысли высказаны поразительно точно и образно. Вот, например: «Каждое достижение науки ставит больше проблем, чем решает. В науке долги (поставленные, но не решенные еще проблемы) являются ценной частью наследства». Именно в этом и состоит бесконечность познания мира человеком и главная осо­ бенность творческого процесса науки. * * * Он отлично эрудирован в своей отрасли, знает несколько иностранных языков, очень Трудоспособен, абсолютно трезв. Обладает приятной внешностью, всегда хорошо, даже щегольски одет. И тем не менее в коллек­ тиве его не любят. Главная причина этого, как я понимаю, пренебрежительное, даже несколько презрительное отношение к сво­ им товарищам. У него есть свое словечко — «серяга», которым он щедро награждает за неудач­ ные доклады, за плохо проведенные опыты, за неумение объясниться с иностранным коллегой. Это словечко он произносит с такой убийственной интонацией, с таким чувством собственного превосходства, что редко кто может выдержать. — Мне этот «серяга» целый месяц снил­ ся,— рассказывал его бывший аспирант.— Кроме эрудиции, ученый должен иметь и сердце. Иначе у него не будет учеников. Аспирант, конечно, прав. * * * Существует английская поговорка: «Кто начинает учиться музыке в сорок лет, тот будет давать концерты на том свете». Эта поговорка невольно приходит в го­ лову, когда наблюдаешь некоторых более чем взрослых товарищей, которые «идут в науку», имея за плечами два десятка лет работы на производстве. Есть, конечно, от

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2