Сибирские огни, 1980, № 3
148 и . и . с и д а г и н ложил начало описательной петрографии и минералогии. Представители описательных наук вкла дывают подлинную страсть в свое дело. Какие тонкие различия отыскиваются, ка кие горячие споры ведутся вокруг система тического положения того или иного объекта! Более молодые экспериментальные науки многим обязаны описательным. Они как бы стоят у них на плечах и, понятно, видят дальше. * * * В иных шутливых спорах подчас про скальзывают небезынтересные мысли. Од нажды на досуге в таком именно споре знакомый профессор заметил: «В науке я однолюб, всю жизнь разрабатываю одну и ту же проблему. И книга у меня только од на— монография по этой проблеме. Только научные донжуаны перебрасываются с од ной проблемы на другую». Посмеялись. Потом я думал об этом споре. Не всегда ученый в состоянии сосредото читься только на работе в одном направле нии. Часто настоятельные требования жизни заставляют переключаться и на дру гие проблемы. Однако почти у каждого из нас есть своя главная тема и соответствую щая ей главная книга. Эту книгу мы все время совершенствуем, и хорошо, если ее удается периодически переиздавать. У глав ной книги есть спутники — популярные брошюры, научные и популярные статьи, книги по смежным вопросам. Опыт многих ученых, в том числе и крупных, показывает, что они нередко имеют две главные про блемы, причем не могут сказать, какая из них важнее. Видимо, нет и не может быть одинаковых решений. Каждый ученый инди видуален, и каждая научная проблема тре бует своего особого подхода. Нельзя, ве роятно, одобрить «научных донжуанов», перебегающих от одной темы к другой. Но вряд ли завидна и, судьба «аскетов», сле дующих своим ограниченно узким путем. * * * Дети взрослеют, улетают из родительско го' гнезда и начинают самостоятельную жизнь. Нечто общее с этим есть и в судьбе книг. Пока книга пишется, она в полной власти автора. Он может переделывать ее как хочет, может даже выбросить в мусо ропровод. Но вот книга вышла в свет, и ее жизнь больше не зависит от автора. У нее своя судьба. Так же, как с детьми, приятно увидеться со своими книгами. Не часто, но приходи лось встречаться с откликами и ссылками на мои книги и статьи, опубликованные лет 40 назад. Это вести о том, что они еще жи вы, еще работают. Ранние работы каждому зрелому автору кажутся несколько наивны ми, не совсем додуманными. Это, конечно, понятно. Но конфузиться ранних работ не нужно. Что было, то было. В автореферате одной докторской дис сертации прочитал критику в адрес моей брошюры о применении калийных удобре ний, опубликованной в 1931 году. Конечно, не трудно критиковать работу, которой уже 43 года. Следует только помнить, что наука похожа на лестницу, состоящую из множе ства ступенек. Чтобы подняться наверх, нужно пройти нижние ступеньки. Их, конеч но, можно (а иногда и нужно) критиковать, нетрудно даже плюнуть на них сверху, но перескочить через эти ступеньки нельзя. * * * > Когда говорим" о человеке, важно вы яснить, что же конкретное он сделал, что «оставил людям». Между тем чаще всего слышишь или читаешь только описание внешней стороны дела — занимал такие-то должности, был делегатом таких-то конфе ренций, удостоен таких-то наград и т. п. Почему так происходит? Очевидно, потому, что легче перечислить все сказанное, чем проанализировать действительные заслуги человека перед обществом, о которых сто ило бы упомянуть. *> * * Мой собеседник — немолодой ученый. Вероятно, он немного старше меня. Рабо тает консультантом в каком-то научном институте, активист общества «Знание». — Для меня, как и для большинства уче ных моего поколения,— говорит он,— раз личные поощрения как материальные, так и моральные, были, разумеется, далеко не главным. Мы работали «на всю катушку» потому, что к этому обязывал нас партий ный долг, государственная дисциплина, на конец, и потому, что наша работа увлекла нас самих. Но из этого не вытекает, что я был рав нодушен к ученым званиям и степеням, к членству в академиях, к орденам и меда лям. Мы с вами вдвоем, и я не стесняюсь признаться, что все поощрения очень лю бил. Я их рассматривал как стимул к даль нейшей работе. Ну, а теперь, когда я уже стар, какое зна чение имеют эти моральные стимулы? На деюсь, что они помогут хоть немного сохранить память обо мне. Поэтому я, семи десятилетний старик, радуюсь каждой напи санной обо мне теплой строчке, каждому новому ордену, почетному званию. Я вспоминаю, как еще совсем молодым человеком пришел посоветоваться к очень пожилому и известному профессору. Он рекомендовал мне заняться некоторыми вопросами нового направления в агроно мическом почвоведении, связанного с его именем. Я согласился, но сказал, что у ме ня больЩая нагрузка и поэтому мне будет трудно быстро закончить исследование. Он даже привскочил. — Вы, молодой человек, в науке легкой жизни не ищите! Посидите в лаборатории хоть 2—3 ночи в неделю — времени хватит. Так я и сделал,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2