Сибирские огни, 1980, № 3
СТРАНИЦЫ ж и з н и 147 * * * Успешное развитие науки невозможно без преемственности поколений ученых. Поэтому так важны взаимоотношения учи телей и учеников в науке. Чем крупнее ученый, тем объективнее и шире он смотрит на научный прогресс, тем меньше ему хочется подчеркивать свою личную роль в науке, тем больше у него забота об учениках. Научные школы созда ют только великие ученые. Мне повезло знать Прянишникова. Более заботливого и требовательного учителя нельзя представить. Но у него никогда не возникало никаких проблем с учениками. Не было потому, что ни воспитатель, ни воспитуемые не думали ни о чем, кроме самой науки. Ни у кого не было мелких обывательских мыслей — это мое, а это твое. И слава их нашла. Проблема учителя и ученика в науке очень сложна и многообразна. Имеется много примеров как положительных, так и далеко не положительных, того, как скла дываются взаимоотношения между учите лем и учениками. Один мой знакомый профессор, подгото вивший десятки аспирантов, говорит при мерно так: «Спасение погибающих — дело самих погибающих. В науке должно быть своего рода самообслуживание. Если ты взялся за науку — так Давай работай, не надейся на дядю». Я спросил, в чем же он видит роль сво его научного руководства. «Главным обра зом в контроле,— ответил он,— в том, что бы не напороли чепухи. Ну и, кроме того, в том, чтобы делали то, что мне нужно. Я, как руководитель, тоже должен иметь какой-то «навар». Они работают, я обобщаю. Они пишут диссертации, а я книги». В том, что здесь сказано, нет утрировки. Не хотел бы я быть аспирантом этого про фессора, хотя он достаточно известен и несомненно хорошо подготовлен в своей отрасли знания. Что должен учитель в науке дать своим ученикам? Прежде всего,, он должен при вить им интерес к исследованиям, то, что называется «любовью к науке». Надо вос питывать смелость в мышлении, соединен ную с великим чувством ответственности за свои выводы. Многие ученые видят главное в том, что бы передать своим ученикам, наряду с навыками работы и методиками, также свое направление в науке. Средний ученик будет усердно развивать это направление, а хороший — создаст свое, новое, более прогрессивное. Это хо рошо. Именно в этом заключается источ ник саморазвития науки. * * * Художественные и научные произведения имеют не только различные содержание и форму, но и несходную судьбу. «Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, 10* «Мцыри» Лермонтова уже десятки лет чи таются сотнями миллионов людей и не стареют. Пройдет еще много лет, но эти произведения будут переиздаваться вновь и вновь, и никогда не возникнет необхо димости изменить в них хотя бы одно слово. Научные книги стареют быстро. Никому теперь не придет в голову изучать химию по «Основам химии» Менделеева, ботани к у— по «Жизни растений» Тимирязева, агрохимию по книге Прянишникова. Эти произведения, отмеченные гением их соз дателей, отслужили свое. Они легли в осно ву больших разделов науки, но теперь их не цитируют даже составители обзоров. Лишь историки науки с почтением произно сят имена создателей этих книг. Научные книги (я не имею в виду учеб ники) переиздаются редко. И это понятно. Издавать следует то, что актуально, что со ответствует последнему слову науки. Поэто му при переиздании научной книги автор (или те, кто его заменяет при посмертных публикациях) должен существенно пере делать ее, привести к современному уров ню знаний. Я убедился на примере второго и треть его изданий «Площади питания растений», что подготовить новое издание почти так же трудно, как написать новую книгу. Но иначе нельзя. Ни один ученый не имеет права отставать от поступательного движе ния науки. * * * * Характеризуя общего знакомого, научно го работника, мой коллега сказал: «Он не то что бездарен, он просто неудачник». Я думаю, что в' науке так не бывает. Ни один действительно талантливый ученый не бывает неудачником в науке, как и наобо рот, ни одна «бездарь» еще не сделала в ней ничего ценного. Дело идет, конечно, именно о науке, а не о разных околонауч ных штучках. * * * Три дня ездил с одним ботаником-фло- ристом, влюбленным в свое дело. Из бесед с ним я вынес впечатление, что описатель ная бот.аника, да и все описательные науки, в чем-то главном удивительно схожа с кол лекционированием, собирательством. Это сходство, наверное, обусловлено историче ски. Начали с невинного собирания цветоч ков, а теперь перед нами огромное творе ние человеческого ума — современная мор фология и систематика растений. На заре человечества какой-нибудь несчастный юно ша, которого современники считали дурач ком, ловил красивых бабочек и собирал удивительных жучков. Десятки поколений его последователей превратили эту игру в научную энтомологию. Более практичный питекантропус или неандерталец (пусть простят мне слишком вольное обращение с этими столь разными предками) собирал камни и удивлялся их несходством. Он по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2