Сибирские огни, 1980, № 3
146 И. И. СИНЯГИН ных атомов. В агрохимию успешно прони кают неизвестные ей ранее методы биоценологии, экологии и даже генетики. В поисках одной научной статьи перели стал старый, еще довоенный комплект журнала. Неуместное сравнение, но словно прошелся по кладбищу, читая надписи на надгробьях. Что ди автор, то уже покой ный. Правда, и времени прошло много, почти сорок лет... А все-таки они оставили что-то людям. Их мысли и труд не пропали и продолжают приносить пользу. Может быть, не прямо, а через работы следующих поколений уче ных. Не все своевременно оценивается и не все может получить высокую оценку, но ничто честное и правильное не пропадет бесследно. * * * Слушали ряд докладов руководящих де ятелей одной из отраслевых академий. Очень много общих фраз, мало мыслей и очень назидательно. Только и слышишь: надо, следует, необходимо, научные учреж дения обязаны и т. д. Такие речи уже ни кто не ценит, и никого они не радуют. Один из соседей сказал даже: «Из 10 сред них кандидатов наук 5 произнесут такую речь не хуже, чем вице-президент, а два (или, может быть, даже два с половиной) не хуже, чем президент». Действительно, куда полезней для науки, если бы была подробно рассмотрена какая- нибудь деловая, конкретная рабочая про грамма, детально разработан деловой, а не формальный, план координации исследова ний. Это было бы поучительно и без на зиданий. Если бы время, убитое на подготовку и произнесение пустых докладов, руководите ли академии затратили на решение вопро сов обеспечения институтов новейшей ла бораторной техникой, строительства науч ных зданий и сооружений, улучшение издательского дела,— наука выиграла бы неизмеримо больше, чем от «надо», «сле дует» и «необходимо». * * * Лет сто-двести тому назад период суще ствования общепринятых теорий и методов исследования был в 2—3 раза длиннее, чем творческая жизнь отдельного ученого. Те перь по-другому. За тот же период творче ской жизни (а это не более 30—40 лет) несколько раз происходят глубокие изме нения взглядов, меняются направления, од но «поколение» методов и приборов всего за 6—7 лет сменяет другое. Такова эпоха НТР. Какой вывод можно сделать для себя? Продлить календарь творческой жизни нельзя. Ее можно Интенсифицировать. Нуж но «успевать» за наукой. Иначе из лидера превратишься в аутсайдера. И Так до того, пока живешь. * * * Академик Б. Кедров в одном из своих интервью сообщает, что Гаусс, «втихомолку создавший неэвклидову геометрию», спря тал свою работу под сукно, страшась кри тики. Но русский математик Лобачевский смело выступил с этими идеями и сумел их отстоять. Английский химик Ньюлендс близ ко подошел к открытию периодического закона, но испугался «первых же насмешек со стороны членов Лондонского химическо го общества». Однако Д. И. Менделеев, не смотря на критику таких крупных ученых, как М. Зинин и Р. Бунзен, утвердил в науке периодическую систему, которая носит его имя. Эти примеры говорят о необходимости для ученых мужественно отстаивать свои взгляды. Критика может испугать людей, неуверенных в своих выводах. Но она толь ко помогает ученым, убежденным в право те своих идей. При всем этом нельзя упо добляться одному четвероногому, извест ному своим упрямством. И доказывать свою правоту нужно безупречными эксперимен тами, а не звонкими фразами. Если теория не поддается непосредственному экспери ментированию, следует, как правильно го ворит Б. Кедров, вывести из нее логические следствия, которые можно проверить в опыте. К. Маркс назвал процесс преобразования достижений науки в новые виды продукции, в новые технологии процессом овеществле ния знаний. Этот процесс — основа научно- технического прогресса. Ученый должен не только развивать науку, но и в меру всех своих сил и возможностей участвовать в «овеществлении достижений науки»—очень точная формула! * * * В условиях научно - технической револю ции и огромного объема новой научной информации «активная жизнь» средней вполне доброкачественной статьи недолга— 2—3 года. После этого о статье уже не упоминается, ее материал опровергнут или существенно модернизирован. Она потеря ла актуальное значение. Только лучшие работы, действительно «сделавшие эпоху», фигурируют затем в очерках по истории науки. Здание современной науки огромно. Нужно долго и трудно подниматься по шатким лесам, чтобы вложить свой кирпи чик в это здание. Чем весомее «кирпичик», тем больше трудностей. Бывает и так, что с великой натугой под нял ученый свой кирпичик, глядит, а его место уже занято. И годен его кирпичик лишь подпирать чей-то другой, а не лежать в основной оТене. Обществу все равно, из чьих кирпичей состоит здание науки. Лишь бы оно росло на его пользу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2