Сибирские огни, 1980, № 3
102 МИТХЛС ТУРАН — Что мне тогда взбрело,— продолжил он рассказ,—пригласить Ахоола. «Проходи,—говорю,—парень, садись. Чего топчешься?» «В самом деле,—отвечает,—чего же это я?» «Садись, садись! Какая разница, кто ты такой —для всех празд ник». Никак, гляжу, не насмелится. Я повод его коня к камню привязал. Усадил Ахоола рядом с собой. Что такое? Все наши враз замолчали, как только он сел. Никто с места не сдвинулся, чтобы ему угощенье подать. Дядя Сандыр на другом конце сидел. Вдруг он поднялся, сжал ку лаки и пошел к нам. Что, думаю, сделает старый? Не я один испугался. Всех ровно холодом обдало. Кто-то ойкнул даже. А Чачах крикнула: «Отец!» Дядя Сандыр так же медленно шагает. Совсем уже близко. Вооб- ще-то он был мужик порядочный, но с характером. Поравнялся он с нами. «Сиди, сиди, паренек»,—говорит Ахоолу, а у самого голос дрожит, слова будто выдавливает. Чувствуется, сдерживает себя. Берет, значит, дядя корявыми своими пальцами самые большие куски мяса и кладет перед Ахоолом. Кладет и приговаривает: «Ешь, ешь, паренек. Не стесняйся. Не нужно бояться, когда при солнце едят. Домой приедешь, расскажи отцу с матерью, как наши бабы готовят...» И опять подкладывает. «Хватит,—Ахоол ему говорит.—Сильно много». «Ешь, ешь. Втихаря нашего больше едят и то справляются...» Это он, понимаешь, на Ойат-коня намекнул. А у самого— все же видят— кипит внутри. Наши тут зашумели: «Довольно, Сандыр. Разве сможет парень столько съесть». Жена дядина, Тана, не стерпела, увела его. У стариков такое присловье есть: «Не состязайся с пороком». Ни к чему было связываться с сыном вора. Пожар твой дом слизнет, коно крад выхоженный тобой .табун уведет —и то, и другое одинаково бес следно исчезнет. Это я теперь, сын мой, все понимаю. А тогда мало что соображал. Сидит рядом со мной Ахоол, ест, а еды не убывает —дядя Сандыр в сердцах на десятерых угощения перед ним выложил. Попытался парень с одним заговорить, с другим. Никто не отвечает ему. Спросит кого, тот встает и уходит. Сильно обозлились все на Кери ма: никто уже не сомневался, что он скот угнал. Да ведь не поймали... А сын, как ни в чем не бывало, на праздник заявился! И ничего не по делаешь. Не цыкнешь на него, как на собаку. Хоть какой, а гость... Как всегда, тайыг заканчивался скачками. Парни верхами гонялись за девушками. И те, понятно, на конях. Не приходилось видеть? Да-а... Это самое интересное для парней и самое, скажу тебе, щепетильное де ло для девушек. Парень может схватить за повод коня любой девушки, а той нельзя сопротивляться. Она должна проводить парня, который ее поймал, до его аала. Не одна, правда, а со своими родственниками- парнями. Если аал близко, до самого дома доехать положено. Там и де вушку, и тех, кто с ней, угостят и отпустят. Больше ничего особенного вроде и нет. Но все равно молва пойдет. Дескать, у этих-то кони лени вые... Девушке, понятно, стыдно, а роду —тем более. Ну, а если кото рую никто не догонит,—и коня славят, и девушку, и ее род.- Вот и поду май, сынок, какой отец пустит свою дочь на тайыг на плохом коне? Самые быстроногие скакуны у девушек! И ждут на тайыге славы или позора роду.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2