Сибирские огни, 1980, № 2

190 У КНИЖНОЙ п о л к и очень современная'модификация стяжате­ ля, и в этом поучительность и ценность об­ раза. Сумма материальных благ у определен­ ной части современного общества являет­ ся категорией оценочной. По этой сумме судят о полноценности человека. Духовные ценности, особенно те из них, которые во­ шли в реестр престижных (книги модных писателе'й, посещение модных ансамблей, певцов, театров, «фирменные» записи и пластинки),— очень тесно связаны с избы­ точной суммой материальных благ, так как стали предметом самой беспардонной спе­ куляции. Но зададим себе другой вопрос — всегда ли и всякий ли человек готов осилить эту избыточную сумму материальных благ? Го­ тов ли он к этому д у х о в н о ? И не вступает ли в некое противоречие привычный тезис о примате духовного бо­ гатства с возможностью приобрести в наши дни капитальное материальное достояние? Не разжимается ли теперь пружина част- нособственничества в иных людях, пружи- на, которую общественное мнение держало сжатой долгие годы? В ответах на эти вопросы кроется причи­ на краха Степана Екашева. Но вот что еще показательно — будучи глубоко сельским человеком, он не был приучен тратить деньги, не имел понятия, как Можно пре­ вратить их в пользу для себя, в удовольст­ вие. И в этом видится некая доля трагизма Степана Екашева, ибо до определенного времени, означенного в повести, не было в этом человеке ничего предосудительного. Действительно, сверхтрудолюбие, сверх­ бережливость— разве это плохо? Нет, эти качества Екашева в условиях всеобщего по­ рицания избыточных материальных благ бы­ ли нормальными. Теперь же, когда за уди­ вительно короткое время изменилось мно­ гое и никакие вещи сами по себе не могут бросить тень на их владельца в глазах об­ щества,— исчезли моральные берега для «екашевых», и они в первую очередь раз­ воровывают свою душу, а далее стяжают, заполняя призрачными ценностями духов­ ную пустоту. «Степан Осипович Екашев скончался в районной больнице за неделю до суда, че­ рез полмесяца после его смерти в подпо­ ле обветшавшего екашевского дома нашли тайник с необычным кладом. Глубокая, вы­ ложенная кирпичом, ниша была заполнена пачками денег, в каждой из которых оказа­ лось ровно по тысяче рублей. Насчитали этих пачек девяносто девять. До ста не хва­ тило одной-единственной...» Вот при таких «загадочных обстоятельст­ вах» мы и встретились в новой повести с Антоном Бирюковым. А что до его неиз­ менных качеств, то это читается даже сим­ волически. Да, отношение нашего общества и его карающих органов к преступникам неизменно — какими бы условиями они ни порождались и какие бы обличил они ни принимали. А. ВАШУРИН День созидания. Сборник стихотворений. Составители: Г. Карпунин, В. Крещнк. Ново­ сибирск. Зап.-Сиб. кн. изд., 1979. Речь в этом сборнике идет о самом важ­ ном в жизни человека— труде. «Труд как творчество, как высшее проявление чело­ веческого духа и одно из главнейших средств в формировании высоконравствен­ ной, гармонически развитой личности — такова основополагающая мысль книги»,— указывается в аннотации, и это несомненно почувствует каждый, кто ознакомится с предлагаемым изданием. Читатель получает прекрасную возмож­ ность еще раз встретиться с известными мастерами советской поэзии — Я. Смеляко- вым, А. Твардовским, Е. Долматовским, Л. Мартыновым, В. Федоровым, а также (что, пожалуй, особенно ценно) со многими полюбившимися сибирскими писателями — А. Смердовым, Е. Стюарт, Л. Решетнико­ вым, А. Плитченко, Н. Переваловым, А . Ро­ мановым, С. Иоффе, И. Красновым. Представленные в сборнике поэты — ли­ тераторы разных поколений, творческих манер и привязанностей; однако нетрудно заметить объединяющий их особый инте­ рес к людям трудовой биографии. Заметим, как разнообразна профессиональная при­ надлежность героев стихотворений: докер и пароходный механик, шахтер и плотник, сталевар и токарь, мойщик автомобилей и шофер, матрос и строитель железных до­ рог, каменщик и буровой мастер, механи­ затор и агроном... Впрочем, герой-труже­ ник предстает не как некий «усредненный» представитель той или иной профессии, а как человек активного действия, несгибае­ мой воли, умеющий преодолевать все пре­ грады, «реки смирять, выкорчевывать пни, переделывать мир и себя». Он — хозяин страны, чьими руками созидается мир и благоденствие родной земли: Мы — металлурги, студенты, ученые, музыканты, строители, хлебопеки, учителя, шоферы — все мы — твой день рабочий, твои надежные руки, . твой созидающий разум, твой уверенный шаг! <А. П л и т ч е н к о . «Крылья»), Все более содержание труда, отношение к нему становится неотъемлемой частью духовного облика нашего современника, строителя коммунизма. Работа лишь ради хлеба насущного — для него уже слишком мало; такая работа ограничивает его внут­ ренний мир, что в свою очередь приводит к ограничению чисто профессиональных возможностей трудящегося. Вот почему в произведениях многих и многих авторов сборника настойчиво звучит тема красоты труда. Любое дело может стать подлинной поэзией, если к нему подходить творчески, вдохновенно. И совершенно, думается, справедливо Л. Чикин ассоциирует в сти­ хотворении «Станок» труд рабочего, созда­ ющего машину, с деятельностью «служите­ лей муз»: «В иные дни их труд — сродни труду ваятеля, труду писателя сродни», по-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2