Сибирские огни, 1980, № 2
190 У КНИЖНОЙ п о л к и очень современная'модификация стяжате ля, и в этом поучительность и ценность об раза. Сумма материальных благ у определен ной части современного общества являет ся категорией оценочной. По этой сумме судят о полноценности человека. Духовные ценности, особенно те из них, которые во шли в реестр престижных (книги модных писателе'й, посещение модных ансамблей, певцов, театров, «фирменные» записи и пластинки),— очень тесно связаны с избы точной суммой материальных благ, так как стали предметом самой беспардонной спе куляции. Но зададим себе другой вопрос — всегда ли и всякий ли человек готов осилить эту избыточную сумму материальных благ? Го тов ли он к этому д у х о в н о ? И не вступает ли в некое противоречие привычный тезис о примате духовного бо гатства с возможностью приобрести в наши дни капитальное материальное достояние? Не разжимается ли теперь пружина част- нособственничества в иных людях, пружи- на, которую общественное мнение держало сжатой долгие годы? В ответах на эти вопросы кроется причи на краха Степана Екашева. Но вот что еще показательно — будучи глубоко сельским человеком, он не был приучен тратить деньги, не имел понятия, как Можно пре вратить их в пользу для себя, в удовольст вие. И в этом видится некая доля трагизма Степана Екашева, ибо до определенного времени, означенного в повести, не было в этом человеке ничего предосудительного. Действительно, сверхтрудолюбие, сверх бережливость— разве это плохо? Нет, эти качества Екашева в условиях всеобщего по рицания избыточных материальных благ бы ли нормальными. Теперь же, когда за уди вительно короткое время изменилось мно гое и никакие вещи сами по себе не могут бросить тень на их владельца в глазах об щества,— исчезли моральные берега для «екашевых», и они в первую очередь раз воровывают свою душу, а далее стяжают, заполняя призрачными ценностями духов ную пустоту. «Степан Осипович Екашев скончался в районной больнице за неделю до суда, че рез полмесяца после его смерти в подпо ле обветшавшего екашевского дома нашли тайник с необычным кладом. Глубокая, вы ложенная кирпичом, ниша была заполнена пачками денег, в каждой из которых оказа лось ровно по тысяче рублей. Насчитали этих пачек девяносто девять. До ста не хва тило одной-единственной...» Вот при таких «загадочных обстоятельст вах» мы и встретились в новой повести с Антоном Бирюковым. А что до его неиз менных качеств, то это читается даже сим волически. Да, отношение нашего общества и его карающих органов к преступникам неизменно — какими бы условиями они ни порождались и какие бы обличил они ни принимали. А. ВАШУРИН День созидания. Сборник стихотворений. Составители: Г. Карпунин, В. Крещнк. Ново сибирск. Зап.-Сиб. кн. изд., 1979. Речь в этом сборнике идет о самом важ ном в жизни человека— труде. «Труд как творчество, как высшее проявление чело веческого духа и одно из главнейших средств в формировании высоконравствен ной, гармонически развитой личности — такова основополагающая мысль книги»,— указывается в аннотации, и это несомненно почувствует каждый, кто ознакомится с предлагаемым изданием. Читатель получает прекрасную возмож ность еще раз встретиться с известными мастерами советской поэзии — Я. Смеляко- вым, А. Твардовским, Е. Долматовским, Л. Мартыновым, В. Федоровым, а также (что, пожалуй, особенно ценно) со многими полюбившимися сибирскими писателями — А. Смердовым, Е. Стюарт, Л. Решетнико вым, А. Плитченко, Н. Переваловым, А . Ро мановым, С. Иоффе, И. Красновым. Представленные в сборнике поэты — ли тераторы разных поколений, творческих манер и привязанностей; однако нетрудно заметить объединяющий их особый инте рес к людям трудовой биографии. Заметим, как разнообразна профессиональная при надлежность героев стихотворений: докер и пароходный механик, шахтер и плотник, сталевар и токарь, мойщик автомобилей и шофер, матрос и строитель железных до рог, каменщик и буровой мастер, механи затор и агроном... Впрочем, герой-труже ник предстает не как некий «усредненный» представитель той или иной профессии, а как человек активного действия, несгибае мой воли, умеющий преодолевать все пре грады, «реки смирять, выкорчевывать пни, переделывать мир и себя». Он — хозяин страны, чьими руками созидается мир и благоденствие родной земли: Мы — металлурги, студенты, ученые, музыканты, строители, хлебопеки, учителя, шоферы — все мы — твой день рабочий, твои надежные руки, . твой созидающий разум, твой уверенный шаг! <А. П л и т ч е н к о . «Крылья»), Все более содержание труда, отношение к нему становится неотъемлемой частью духовного облика нашего современника, строителя коммунизма. Работа лишь ради хлеба насущного — для него уже слишком мало; такая работа ограничивает его внут ренний мир, что в свою очередь приводит к ограничению чисто профессиональных возможностей трудящегося. Вот почему в произведениях многих и многих авторов сборника настойчиво звучит тема красоты труда. Любое дело может стать подлинной поэзией, если к нему подходить творчески, вдохновенно. И совершенно, думается, справедливо Л. Чикин ассоциирует в сти хотворении «Станок» труд рабочего, созда ющего машину, с деятельностью «служите лей муз»: «В иные дни их труд — сродни труду ваятеля, труду писателя сродни», по-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2