Сибирские огни, 1980, № 2
у книж но й п о л к и 189 большинство из которых выглядит просто этюдами с натуры, своего рода трениро вочными писательскими упражнениями. «Я — поэт. Этим и интересен»,— писал Маяковский в своей автобиографии. Так вот и Лавров интересен прежде всего там, где он делится своими сокровенными думами о тайнах творчества, о секретах писатель ского ремесла, где он размышляет, а не созерцает. И хочется, пожелать писателю, чтобы при последующих изданиях «Лириче ского календаря» он еще шире открыл бы перед нами двери своей мастерской, еще щедрее дедился бы своим опытом. Благо, ему, уверен, есть что еще сказать и сво им читателям, и собратьям по перу. В. ШАПОШНИКОВ Михаил Черненой. При загадочных обсто ятельствах. Повесть и рассказ. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1979. Сотрудник уголовного розыска Антон Би рюков предстает в новой повести все тем же добрым и твердым, трудолюбивым и удачливым человеком, но «загадочные об стоятельства», при которых мы с ним встре чаемся, иные, непохожие на ситуации преж них произведений мастера сибирского де тектива Михаила Черненка («Тайна старого колодца», «Поручается уголовному розы ску», «Кухтеринские бриллианты», «Ставка на проигрыш»). Отличительная черта повестей М. Чернен ка заключается в том, что он не замыкает ся в рамках традиционности жанра, не сво дит повествование только к /разгадыванию тайны преступления, но делает одним из идейных контрапунктов своих произведений сам тип преступника, изображает его, ис следует причины падения человека — и в нем самом, и в той социальной среде, ко торая вольно или невольно способствовала падению. Новая повесть, с точки зрения ее общего характера, изобразительных средств, ком позиции— обычна для писателя. Необыч ность ее в ином, в сознательном переме щении идейного центра, исследовательско го внимания с образа непосредственного преступника (это тип достаточно традицион ный и знакомый) на образ человека, кото рый стоит в стороне и от основной сюжет ной линии, и в преступлении замешан лишь косвенно. Однако сумма интонаций, дета лей, эпизодов в конце концов высвечива ет именно этого человек? — Степана Ека- шева. Перемещение интереса и внимания, иду щее вразрез с законами детектива, дело сложное, и тем яснее заслуга М. Черненка, что сделал он это убедительно, ненавяз-« чиво. Степан Екашев начинает нам раскрывать ся буквально с первой страницы повести. Это сельчанин, обычный человек, ничем не выделяющийся из своей среды, разве что каким-то особенным, доходящим до без жалостности отношением к себе и к своим близким, когда дело касается работы в личном хозяйстве, да странным, . почти фа натическим чувством бережливости, эко номности. «У Степана копейка меж пальцев не проскочит...» — так представляет нашего ге роя автор устами бабки Агаты, скорее при вычно декларирующей расчетливость и бе режливость, чем придерживающейся этих принципов в своей'жизни. Напротив, для Степана Екашева эти естественные установки стали постепенно чуть, ли не единственными в поведении, а потом и гипертрофировались, вытеснив из его души все остальное и приведя его са мого к полному духовному и физическо му краху. Степан работал сам до изнеможения и побуждал так же работать свою семью. Он ограничил свою жизнь, замкнул все свои интересы только на работе. Но работал он без радости, без сознания сверхсмысла своей работы, он не ^вдумывался, ч т о де лает и с к а к о й ц е л ь ю , ибо стал видеть смысл труда только в его оплате, в день гах. Деньги Степан копил. Фанатически. Точ но веками бедовавшая деревня, точно вековечный страх крестьянина за свой завт рашний день, точно исконная жажда кресть янина «выбиться в люди» вышла своим ост рием именно на него, на Степана Екашева. Он не увидел и не ощутил нового духов ного наполнения сельской жизни, он видел только материальные трудности, которые сопутствовали нашему селу в послевоенное время, и трудности эти еще больше ожес точили Степана в работе, еще сильнее разожгли его страх перед жизнью и страсть к накопительству. На том этапе, который отражен в повес ти, Степан уже не смог бы ответить: зачем он копит деньги? Он уже не знает этого, ибо не пользуется деньгами, не тратит их. Деньги управляют им, руководят челове ком, разрушают личность. •» Здесь к изнурительному труду добавля ются другие, бесчестные способы умноже ния богатства, пока еще мелкие, но эта брешь в морали, трещина в личности — разрастается, преображается в пробоину, и личность тонет. Степан становится способ ным во имя денег на все, даже на убий ство. «Этот Шуруп вполне может мой золотой крест у Гриньки заграбастать! Со всех ног кинулся к избушке... и обомлел — Гринька весь в крови у телеги валяется... Злоба лю тая глаза мне тут застила. Будто в лихорад ке затрясло: «Чего можно у пасечника вместо креста взять?..» Схватил с телеги флягу с медом, доволок до березничка— жила лопнула. Вернулся к избушке, новые кирзухи на Гриньке увидел. Зачем такая роскошь мертвому? Пртянул сапог — Гринь ка вроде рукой махнул и голову повернул набок. Не помню, как выхватил из кошелки сапожный нож, которым резал грузди... Больше Гриня уже не шевелился...» Определенная доля традиционности в об разе Степана Екашева, несомненно, есть, ибо тема власти денег достаточно глубоко исследована в литературе. Однако Степан /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2