Сибирские огни, 1980, № 2
колки N И л ь я Лавров. Из января в январь. Ново сибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1979. И л ь я Лавров в новую книгу вк л ю ч и л про изведения, на первый взгляд, очень дале кие друг от друга, написанные в совер шенно различных жанрах — дневниковые заметки под названием «Лирический кален дарь» и вполне «сюжетную» повесть «Оби татели Медвежьей ложбины». Однако внут ренне обе вещи вполне согласуются меж ду собою, ибо скреплены они одной мыслью о высокой ответственности человека за дея ния свои, за свои поступки. Лавров не впря мую, конечно, не декларативно, а испод воль, в подтексте, как умеет это делать только истинный художник, говорит нам: чем бы человек ни занимался, какому бы ро ду деятельности ни посвятил себя, он всег да должен ставить цель высокую и благо родную, иначе потеряет свое главное пред назначение— быть творцом, созидателем. Особенно явственно эта мысль звучит в повести «Обитатели Медвежьей ложбины». Формально, по своему, что ли, социально му положению все обитатели .маленькой ложбины в пригородной зоне равны между собой — каждый является полноправным членом садоводческого кооператива, каж дый в меру сил трудится на своем участке. Различны только цели, во имя которых они «гнут спины». Илья Лавров давно уже пи шет о природе и о человеке «на природе», и почти всегда в его прозведениях природа воплощает в себе облагораживающее нача ло: она й наводит героев на глубокие раз думья, и врачует их душевные раны, и уте шает в трудные минуты. В новой повести показаны люди, которые не столько любу ются природой, сколько вступают с ней в деловые контакты, выступают в роли ее преобразователей. И что же мы видим? Оказывается, кое-кто из этих «дачников» при соприкосновении с природой' отнюдь не облагораживается, а скорее наоборот — оскотинивается. Вот перед нами дошедший до последней степени озверелости Григорий Коврига. Частнособственнический вирус поразил его настолько, что Коврига с ружьем в руках бросается на мальчишек, которые случайно попали на его участок. Любопытен образ Захара Муковозова. Один из лучших водителей троллейбуса, «потомок ямщика», он любит свою профес сию, гордится ею. Однако, став хозяином сада и увидев, как почти все вокруг «гребут под себя», Муковрзов тоже невольно- вклю чается в эту лихорадочную погоню за руб лем, тоже дни и ночи «горбатит» на своем участке. В результате печальный финал: перенесшего уже однажды инфаркт, Заха ра находят мертвым на грядке. В соседствующем с «Обитателями Мед вежьей ложбины» «Лирическом календаре» мысль о том, что всякое человеческое на чинание должно быть освящено высокой целью, обогащается новыми оттенками, об ретает несколько иную «инструментовку». И это вполне естественно, так как здесь речь идет о вещах более тонких и деликат ных. «Лирический календарь» — это по су ти дела писательский дневник, писательская исповедь. Лавров рассказывает здесь, как возникали замыслы его книг и каких уси лий стоило ему воплощение этих замыслов на бумаге, щедро делится своим литера турным опытом. А нередко и поучает сво их собратьев по перу, но делает это очень умно, тактично, без всяких менторских но ток в голосе. «Вот написал «деревья-костры», и стало мне беспокойно. Ведь этот образ принадле жит Есенину: «Горит костер рябины крас ной, но никого не может он согреть». Блистательно! И вот заполыхали эти костры почти у каж дого автора, и превратили они, эти авторы, драгоценный образ в штамп. За украденную шапку судят, а за укра денный образ плагиатор не несет никаких наказаний. Итак, я вычеркиваю «деревья- костры». Писатели, поэты! Погасите в своих книж ках чужие костры. Пусть полыхает только есенинский костер, он и один обогреет нас. Не надо губить поэзию!». Право, стоит прислушаться к этому сове ту, ибо здесь Лавров говорит о самом главном — о высокой ответственности писа теля за каждое слово, выходящее из-под его пера, призывает своих коллег всегда быть в поиске «несказанного»... Таких искренних признаний, таких откровенных и мудрых суждений у Лаврова немало, и именно они определяют «лицо» его «Лири ческого календаря». Но, к сожалению, есть здесь и страницы, прямо скажем, необяза тельные, мало что дающие уму и сердцу читателя. Это прежде всего относится к многочисленным пейзажным зарисовкам, которыми «Календарь» явно перегружен и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2