Сибирские огни, 1980, № 2

ТАКИЕ ОНИ, МАЛЬЧИШКИ... 187 тов помогли построить новую прекрасную железную дорогу. -Именами героев назва­ ны станции на железной дороге Абакан — Тайшет. Я был на строительстве этой дороги, вместе с рабочими жил в красных железно­ дорожных вагонах, которые заменяли им и дома, и столовые, и бани. Вместе со взрос­ лыми там жили и ребята, помогали им в меру сил. Об этом — книга» («Дет. литера­ тура», 1972, № 7). Герои повести — два брата-сироты, вы­ пускник средней школы Лука и тринадцати­ летний Глеб, переезжают в глухой таежный поселок, где надо проложить просеку. Все события даны от лица подростка Глеба. Н. Печерский выбрал достойную самого глубокого уважения тему: изображение становления личности подростка, живущего со взрослыми общей трудовой жизнью. Здесь, пожалуй, стоит говорить даже не о становлении, а о возмужании личности, ко­ торое возможно в сфере общественно по­ лезного труда. Не только мускулы налива­ ются силой у Луки и его сверстников, зреют их убеждения, мысли о государственном характере их труда помогают преодолевать трудности. Нельзя, однако, не отметить, что, несмот­ ря на важность темы и целый ряд удач (мастерство в построении сюжета, «вкрап- ливание» в повествование приключенческих эпизодов, юмористические сцены), в повес­ ти «Красный вагон» (в отличие от других произведений) много плакатного; измене­ ние жизни показывается писателем как что- то, произошедшее в д р у г , без системати­ ческих усилий всех людей: «К а к-т о (выде­ лено нами.— С. Ш .) все очень быстро переменилось в тайге. Еще недавно около красных вагонов стучали топоры лесору­ бов, а теперь в глубь освещенной солнцем просеки тянулось высокое земляное полот­ но. Вдоль полотна стояли, будто часовые, полосатые километровые столбы, а вверху задумчиво и тихо гудели телеграфные про­ вода». И в этом произведении, с известным его схематизмом и преобладанием розовых тонов, есть попытка изобразить личность, которая своим образом жизни и убежде­ ниями противопоставляет себя остальным и объективно мешает общей работе. Это сверстник Луки Димка Кучеров, по прозва­ нию Лорд. Щеголь и убежденный бездель­ ник, Димка, по непонятным для читателя причинам, оказывается с другими выпуск­ никами в тайге, на месте прокладки просе­ ки. Из имеющихся в арсенале писателя ху­ дожественных средств разоблачения внут­ ренней несостоятельности персонажа в повести «Красный вагон» нередко использу­ ются юмор и ирония. Тонкая, но не злая насмешка над лежебокой Димкой Кучеро- вым, который умудряется непробудно спать в самых неподходящих условиях, отличают здесь писательскую манеру Н. Печерского. Димка Кучеров — комедийный персонаж. Писатель, как говорят философы, разобла­ чает здесь несоответствие между несовер­ шенным содержанием предмета и его фор­ мой, претендующей на полноценность и значимость. «Обнаруживание и раскрытие этого несоответствия поощряет чувство ко­ мическое. Комическое всегда смешно — в этом состоит особенность его восприятия. Вместе с тем, в отличие ог смешного, коми­ ческое имеет социальный и общественный смысл, связано с утверждением положи­ тельного эстетического идеала» (Философ­ ская энциклопедия, т. 2. М., 1962, с. 573). Н. Г. Чернышевский определял комиче­ ское как «внутреннюю пустоту и ничтож­ ность, прикрывающуюся внешностью, име­ ющую притязания на содержание и реаль­ ное значение». И Н. Печерский, используя юмор и иро­ нию, разоблачает неприспособленность Димки, лень, барские замашки, неизвестно откуда взявшиеся в нем. Лорд — красно­ бай, лодырь, но он вместе со всеми выпуск­ никами поехал работать на просеку. Н. Пе­ черский иронизирует над неприспособлен­ ностью и беспечностью Димки, который попадает в различные комедийные, а иног­ да и трагикомические ситуации. Безмерная тяга ко сну делает Димку Кучерова объек­ том всевозможных шуток (иногда и небез­ обидных!) со стороны остальных ребят. Эти комедийные ситуации, в которых часто*ока- зывается незадачливый Димка, вызывают в читателях-подростках чувство собственно­ го превосходства, а оно крайне необходи­ мо для формирования таких черт, как энер­ гия, общественная активность, деловитость и умение не быть смешным в обстановке, далекой от комфорта. Образ Димки Куче­ рова помогает Н. Печерскому без ментор­ ства и назидательного тона показать, что безделье и неприспособленность являются не только личными негативными чертами, но что они мешают другим людям, целому коллективу. Пожалуй, Н. Печерского можно упрекнуть за отсутствие диалектического взгляда на образ Димки, которого продолжительное пребывание в тайге так ничему и не научи­ ло. На последних страницах повести «Крас­ ный вагон» Димка выглядит таким же не­ лепым, как и вначале. Магистральной мыслью Н. Печерского является выношенное им убеждение, что становление личности происходит в коллек­ тиве во время общественно полезного тру­ да. Эта мысль созвучна идейно-эстетиче­ ским принципам Н. Г. Чернышевского: «Без приобретения привычки к самобытному участию в гражданских делах, без приобре­ тения чувств гражданина ребенок мужско­ го пола, вырастая, делается существом муж­ ского пола соедних, а потом пожилых лет, но мужчиною он не становится, или, по крайней мере, не становится мужчиною благородного характера. Лучше не разви­ ваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах». ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2