Сибирские огни, 1980, № 2
186 С. ШАМАЕВА И все-таки мать Ваняты права, до поры до времени скрывая от сына правду. В ос нове ее поведения лежит не просто мате ринская любовь и стремление уберечь единственного ребенка от потрясений. Как чуткий и опытный педагог, она понимает, что все правильно понять и оценить ее сын- пятиклассник не может. Н. Печерский вво дит лаконичную, но очень запоминающуюся сцену: Ванята отказывается от рубля, кото рый ему мать дает в дороге, чтобы он ку пил конфет или мороженого. «Мать спрята ла деньги и вдруг потянулась вся к Ваняте, прижала к себе крепкой, огрубевшей в ра боте рукой. — Ты, Ванята, не сердись... Когда вырас тешь, я тебе сама все обскажу. Ты из меня, сына, не мотай жилы...» А пока сын не вырос, пока он раним, на до оберегать его от нравственных травм. Н. Печерский убежден в необходимости воспитывать детей и подростков так, .чтобы они как можно раньше приобщались к об щественно полезной деятельности, потому что труд закаляет и оберегает от мораль ных потрясений. Среди большого количест ва родителей, населяющих повести и рас сказы Н. Печерского, пожалуй, нет ни од ного, который бы сознательно" уберегал своего ребенка от бурь и ветров современ ности, кто создавал бы ему тепличную об становку. Больше того, убеждением писате ля является уверенность в том, что отсут ствие общественно полезного труда разрушает личность, делает ее эгоистичной и мелочной. В повести «Будь моим сыном» Н. Печерский рисует антипатичную фигуру Сашки Трунова, который, как уже упомина лось, чтобы не пасти телят, перевязывает щеку марлевой повязкой, симулируя зуб ную боль. Сашка Трунов — сверстник Ваня ты, но, несмотря на юный возраст, он твер до усвоил подлую науку увиливания от ра боты. Антиобщественная сущность Трунова раскрывается писателем убедительно и многосторонне. Казалось бы, какую реаль ную пользу можно извлечо из портрета прадеда, умершего еще до революции? Однако, если умеючи повести дело, ■Го и этот портрет «угрюмого бородатого деда» с колючими, злыми глазами может сослу жить службу. Оригинал портрета находится в краеведческом музее, сотрудники кото рого говорят о нем как о безлошадном крестьянине, «движимое и недвижимое имущество которого оценивалось в трид цать два рубля шестнадцать копеек». На вопрос Ваняты: — При чем тут Сашка Тру нов, к которому должен приехать фото граф, чтоб «портрет сымать» с него? — «достойный» правнук отвечает: «Как — при чем? Дед вон как жил, а я вон как: и теле визор, и ковер... Отец сказал, когда вырас ту, мотоцикл купит. С люлькой». Накопительство как социальная болезнь, в плену которой находятся некоторые взрослые люди, отравляет и сознание под ростков. Н. Печерский своевременно (в 50—60-х годах) распознал эту болезнь и со всей взволнованностью гражданина и педа гога указал на нее. Накопительство и жад ность гнусны тем, что они полярны коллек тивизму и отзывчивости, они разъединяют индивидуума с остальными людьми, делают его глухим к несвоим несчастьям. Н. Печер ский показывает различные стадии заболе вания жадностью и эгоизмом. Если болезнь зашла далеко, писатель выступает как сати рик, метко и хлестко высмеивая эгоиста. Сатирическими мазками изображен и Саш ка Трунов. Простая констатация черты ха рактера как таковой не свойственна писа тельской манере Н. Печерского. Он просле живает ее истоки и убеждает нас в правильности народной мудрости о яблоч ке, которое падает недалеко от яблони. Сашка Трунов вобрал в себя взгляды и мо раль отца, злостного кляузника и симулян та. Эгоист и обжора Маниченко из повести «Масштабные ребята» — тоже дитя своих родителей, готовых пройти все инстанции, нажаловаться на прекрасного классного ру ководителя Пал Палыча, но обеспечить своему сынку сытую и безбедную жизнь. Когда весь класс, находясь в тайге на про изводственной практике, питался довольно умеренно (из-за непогоды не были завезе ны вовремя продукты), Маниченко, или Ма- нич, как называет его главный герой Коля, ни с кем не делясь, ел свои бесконечные коржики с салом. Собственник Манич ведет себя эгоистично по отношению к товари щам: «Он уложил штабелями коржики, а затем затолкал туда же (в тумбоч ку.— С. Ш.) огромный, завернутый в газе ту кусок сала. В палатке деловито и сухо щелкнул крепостной замок. Все обернулись и посмотрели на Манича. — Повесь ключ на шею, а то потеря ешь! — сказал Ленька. Манич втянул голову в плечи, будто жу лик, внезапно пойманный на месте преступ ления». Н. Печерский выбрал для обрисовки Ма нича единственно правильный тон, снисхо дительный и иронический^ Такой взгляд на индивидуалиста советовал прививать детям А. М. Горький: «Необходимо, чтобы Дети хорошо знали з а б а в н е й ш у ю (разряд ка наша.— С. Ш.) историю о том, как и д и о т и з м людей, которые заботились наве ки утвердить свое личное благополучие, за труднял развитие общечеловеческой куль туры». Н. Печерский со строгостью педагога рас сматривает метаморфозу и диалектику столь опасных антиобщественных болезней. Попытка исследовать ростки эгоизма и об щественной пассивности сделана Н. Печер ским в повести «Красный вагон» (1965). В автобиографической справке Н. Печер ский писал: «Она (повесть.— С. Ш.) расска зывает о строительстве новой железнодо рожной магистрали Абакан — Тайшет. Эту дорогу советские люди хотели построить уже давно, но помешала война с фашиста ми. Во время войны советские инженеры и геологи изучили трассу будущего железно дорожного полотна, старались найти для нее самый короткий и удобный путь. Они выполнили до конца свой долг, но сами погибли среди сибирских снегов. Уже потом люди нашли полевую сумку с их за писями. Эти записи мужественных патрйо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2