Сибирские огни, 1980, № 2

186 С. ШАМАЕВА И все-таки мать Ваняты права, до поры до времени скрывая от сына правду. В ос­ нове ее поведения лежит не просто мате­ ринская любовь и стремление уберечь единственного ребенка от потрясений. Как чуткий и опытный педагог, она понимает, что все правильно понять и оценить ее сын- пятиклассник не может. Н. Печерский вво­ дит лаконичную, но очень запоминающуюся сцену: Ванята отказывается от рубля, кото­ рый ему мать дает в дороге, чтобы он ку­ пил конфет или мороженого. «Мать спрята­ ла деньги и вдруг потянулась вся к Ваняте, прижала к себе крепкой, огрубевшей в ра­ боте рукой. — Ты, Ванята, не сердись... Когда вырас­ тешь, я тебе сама все обскажу. Ты из меня, сына, не мотай жилы...» А пока сын не вырос, пока он раним, на­ до оберегать его от нравственных травм. Н. Печерский убежден в необходимости воспитывать детей и подростков так, .чтобы они как можно раньше приобщались к об­ щественно полезной деятельности, потому что труд закаляет и оберегает от мораль­ ных потрясений. Среди большого количест­ ва родителей, населяющих повести и рас­ сказы Н. Печерского, пожалуй, нет ни од­ ного, который бы сознательно" уберегал своего ребенка от бурь и ветров современ­ ности, кто создавал бы ему тепличную об­ становку. Больше того, убеждением писате­ ля является уверенность в том, что отсут­ ствие общественно полезного труда разрушает личность, делает ее эгоистичной и мелочной. В повести «Будь моим сыном» Н. Печерский рисует антипатичную фигуру Сашки Трунова, который, как уже упомина­ лось, чтобы не пасти телят, перевязывает щеку марлевой повязкой, симулируя зуб­ ную боль. Сашка Трунов — сверстник Ваня­ ты, но, несмотря на юный возраст, он твер­ до усвоил подлую науку увиливания от ра­ боты. Антиобщественная сущность Трунова раскрывается писателем убедительно и многосторонне. Казалось бы, какую реаль­ ную пользу можно извлечо из портрета прадеда, умершего еще до революции? Однако, если умеючи повести дело, ■Го и этот портрет «угрюмого бородатого деда» с колючими, злыми глазами может сослу­ жить службу. Оригинал портрета находится в краеведческом музее, сотрудники кото­ рого говорят о нем как о безлошадном крестьянине, «движимое и недвижимое имущество которого оценивалось в трид­ цать два рубля шестнадцать копеек». На вопрос Ваняты: — При чем тут Сашка Тру­ нов, к которому должен приехать фото­ граф, чтоб «портрет сымать» с него? — «достойный» правнук отвечает: «Как — при чем? Дед вон как жил, а я вон как: и теле­ визор, и ковер... Отец сказал, когда вырас­ ту, мотоцикл купит. С люлькой». Накопительство как социальная болезнь, в плену которой находятся некоторые взрослые люди, отравляет и сознание под­ ростков. Н. Печерский своевременно (в 50—60-х годах) распознал эту болезнь и со всей взволнованностью гражданина и педа­ гога указал на нее. Накопительство и жад­ ность гнусны тем, что они полярны коллек­ тивизму и отзывчивости, они разъединяют индивидуума с остальными людьми, делают его глухим к несвоим несчастьям. Н. Печер­ ский показывает различные стадии заболе­ вания жадностью и эгоизмом. Если болезнь зашла далеко, писатель выступает как сати­ рик, метко и хлестко высмеивая эгоиста. Сатирическими мазками изображен и Саш­ ка Трунов. Простая констатация черты ха­ рактера как таковой не свойственна писа­ тельской манере Н. Печерского. Он просле­ живает ее истоки и убеждает нас в правильности народной мудрости о яблоч­ ке, которое падает недалеко от яблони. Сашка Трунов вобрал в себя взгляды и мо­ раль отца, злостного кляузника и симулян­ та. Эгоист и обжора Маниченко из повести «Масштабные ребята» — тоже дитя своих родителей, готовых пройти все инстанции, нажаловаться на прекрасного классного ру­ ководителя Пал Палыча, но обеспечить своему сынку сытую и безбедную жизнь. Когда весь класс, находясь в тайге на про­ изводственной практике, питался довольно умеренно (из-за непогоды не были завезе­ ны вовремя продукты), Маниченко, или Ма- нич, как называет его главный герой Коля, ни с кем не делясь, ел свои бесконечные коржики с салом. Собственник Манич ведет себя эгоистично по отношению к товари­ щам: «Он уложил штабелями коржики, а затем затолкал туда же (в тумбоч­ ку.— С. Ш.) огромный, завернутый в газе­ ту кусок сала. В палатке деловито и сухо щелкнул крепостной замок. Все обернулись и посмотрели на Манича. — Повесь ключ на шею, а то потеря­ ешь! — сказал Ленька. Манич втянул голову в плечи, будто жу­ лик, внезапно пойманный на месте преступ­ ления». Н. Печерский выбрал для обрисовки Ма­ нича единственно правильный тон, снисхо­ дительный и иронический^ Такой взгляд на индивидуалиста советовал прививать детям А. М. Горький: «Необходимо, чтобы Дети хорошо знали з а б а в н е й ш у ю (разряд­ ка наша.— С. Ш.) историю о том, как и д и ­ о т и з м людей, которые заботились наве­ ки утвердить свое личное благополучие, за­ труднял развитие общечеловеческой куль­ туры». Н. Печерский со строгостью педагога рас­ сматривает метаморфозу и диалектику столь опасных антиобщественных болезней. Попытка исследовать ростки эгоизма и об­ щественной пассивности сделана Н. Печер­ ским в повести «Красный вагон» (1965). В автобиографической справке Н. Печер­ ский писал: «Она (повесть.— С. Ш.) расска­ зывает о строительстве новой железнодо­ рожной магистрали Абакан — Тайшет. Эту дорогу советские люди хотели построить уже давно, но помешала война с фашиста­ ми. Во время войны советские инженеры и геологи изучили трассу будущего железно­ дорожного полотна, старались найти для нее самый короткий и удобный путь. Они выполнили до конца свой долг, но сами погибли среди сибирских снегов. Уже потом люди нашли полевую сумку с их за­ писями. Эти записи мужественных патрйо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2