Сибирские огни, 1980, № 2

ТАКИЕ ОНИ, МАЛЬЧИШКИ... 185 висках, выдавая немолодые уже годы, кур­ чавилась густая седина». Сильная ^сторона характера парторга — умение во всем «дойти до сути», разо­ браться в человеческом характере и к каж­ дому из людей найти свой особый подход. Где надо — строго, а где и с шуткой раз­ говаривает парторг с подростками. Но во всех случаях он одинаково правдив и прин­ ципиален. Увидев Сашку Трунова, симули­ рующего зубную боль, Платон Сергеевич нейтрализует его: «— Болит? — спросил он, указывая глаза­ ми на пухлый и уже замусоленный бинт. — Боли-ит! — простонал Сашка. Платон Сергеевич поморщился, будто бы у него созревал за щекой шикарнейший флюс. Потом пришел в себя и веско, как врач на приеме, сказал: — Разрешаю работать без повязки. Если есть время — сними...» И больше — ни слова, ни звука. Секрет его обаяния правильно подмечает Марфенька: «Он парторг, а сам как самый обыкновенный человек». И действительно, Платону Сергеевичу понятны люди .самых разных возрастов и психологий. Особенно близки и дороги ему «люди на полдоро­ ге» — подростки, которым он доверительно говорит: «Вернуться в свое детство боятся только дураки и бюрократы». Думается, что эта фраза во многом выра­ жает отношение к жизни и писательскому труду самого Н. Печерского. Секрет твор­ ческого успеха Н. Печерского в том, что он хорошо помнит детство и не склонен, как это, к сожалению, бывает, снисходительно смотреть на муки и радости подростков. Парторг (а он во многом выражает взгля­ ды самого автора) понимает, что отрочест­ в о— критический возраст, когда происхо­ дит становление личности. Какой ей быть — это в значительной степени определяется людьми, окружающими подростка. Окружа­ ют же его, как правило, разные люди,— от дурного влияния некоторых из них надо оберегать юного человека. Размышляя над творчеством Н. Печер­ ского, убеждаешься в справедливости слов В. Г. Белинского о том, что талантливая дет­ ская книжка интересна и для взрослого чи­ тателя. Н. Печерский нередко описывает жизнен­ ные ситуации, предлагая нам самостоятель­ но решать, правы или нет его взрослые герои, разумно ли они решают педагогиче­ ские проблемы. Писатель приглашает нас оценить отношение взрослых героев к под­ росткам и задуматься, как бы мы поступили на их месте: права ли мать Ваняты Пузыре- ва (повесть «Будь моим сыном»), скрывая от сына, что у него недостойный отец? Мать' «сотворила легенду»: «В тайге, где строили новый завод, случился от молнии пожар. Отец, спасая с рабочими стройку, сгорел в глухой, объятой пламенем чаще. Его даже похоронить не смогли. Много лет спустя среди гарей нашли только медную пряжку с темной расплавленной звездой. Это была пряжка от ремня, который носил отец. На память о прошлом у Пузыревых ос­ тался лишь портрет отца в узенькой сосно­ вой рамке». Несколько раз встретится эта художест­ венная деталь — портрет отца. В самых раз­ ных жизненных ситуациях — то с надеждой, то с укоризной — будет смотреть на него подросток Ванята, всматриваясь в знакомые только по портрету отцовские черты. Ванята получает от своего друга Гриши письмо, из которого узнает то, что так тща­ тельно скрывает мать: «...у нас болтают, будто у тебя есть отец и он совсем не по­ гиб. Он бросил в тайге рабочих, а сам удрал. Он сидел в тюрьме, а потом его об­ ратно выпустили. Раньше в селе об этом не знали, а потом узнали, потому что твой отец написал Фроське, которая работает у нас в магази­ не. Он хотел на ней жениться и сделать своей женой. В селе думают, через это твоя мама и уехала из села. Она узнала,, что твой отец заявится сюда и тебе будет обидно и жал­ ко, что у тебя оказался такой отец». Для подростка, который раньше пред­ ставлял себе отца героем, овеянным леген­ дой, такое письмо — настоящее потрясение. Правда, тут мы не можем не упрекнуть Н. Печерского: после этого эпизода он иногда забывает раскрывать перемены в психологии героя. Нет сомнения, что такое известие об отце должно было перевернуть всю жизнь Ваняты. Возможно, это вылилось бы в ссору с матерью. Остается фактом, что в жизни подобная коллизия оказалась бы более острой, прямо скажем, конфликт­ ной. В повести же «углы сглажены». Правда, Н. Печерский пишет сильную, психологиче­ ски мотивированную сцену: Ванята бежит на вокзал, чтобы увидеть отца, и горько обижен, не встретив его на перроне. Но вернемся к вопросу: надо ли было матери Ваняты скрывать от сына правду? Однозначного ответа дать нельзя. Мать по- своему права, скрывая правду: она хочет уберечь сына от преждевременного разо­ чарования в людях и использует легенду о якобы геройской гибели отца в целях воспитания. Попробуйте упрекнуть ее за эту святую ложь, которую она совершает из высокогуманных целей! Другое дело, что каждой легенде прихо­ дит конец. Неокрепшего подростка может сломить суровая правда, может поразить его душу разъедающим скептицизмом. В его сознание может вкрасться мысль о том, что все плохи, что ложь носит вселен­ ский характер. Итак, с одной стороны, миф, сочиненный матерью, плох тем, что уж слишком он контрастен с реальным положением вещей. Но кто из родителей посмеет, глядя в чис­ тые глаза ребенка, рассказать жестокую правду, от которой даже у взрослого чело­ века седеют виски и начинает болеть серд­ це? Конечно, лучше иметь отца, которого нечего стыдиться, которым можно гордить­ ся. Но что же делать, если не все родители выдерживают экзамен на высокое звание отца!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2