Сибирские огни, 1980, № 2
ТАКИЕ ОНИ, МАЛЬЧИШКИ... 185 висках, выдавая немолодые уже годы, кур чавилась густая седина». Сильная ^сторона характера парторга — умение во всем «дойти до сути», разо браться в человеческом характере и к каж дому из людей найти свой особый подход. Где надо — строго, а где и с шуткой раз говаривает парторг с подростками. Но во всех случаях он одинаково правдив и прин ципиален. Увидев Сашку Трунова, симули рующего зубную боль, Платон Сергеевич нейтрализует его: «— Болит? — спросил он, указывая глаза ми на пухлый и уже замусоленный бинт. — Боли-ит! — простонал Сашка. Платон Сергеевич поморщился, будто бы у него созревал за щекой шикарнейший флюс. Потом пришел в себя и веско, как врач на приеме, сказал: — Разрешаю работать без повязки. Если есть время — сними...» И больше — ни слова, ни звука. Секрет его обаяния правильно подмечает Марфенька: «Он парторг, а сам как самый обыкновенный человек». И действительно, Платону Сергеевичу понятны люди .самых разных возрастов и психологий. Особенно близки и дороги ему «люди на полдоро ге» — подростки, которым он доверительно говорит: «Вернуться в свое детство боятся только дураки и бюрократы». Думается, что эта фраза во многом выра жает отношение к жизни и писательскому труду самого Н. Печерского. Секрет твор ческого успеха Н. Печерского в том, что он хорошо помнит детство и не склонен, как это, к сожалению, бывает, снисходительно смотреть на муки и радости подростков. Парторг (а он во многом выражает взгля ды самого автора) понимает, что отрочест в о— критический возраст, когда происхо дит становление личности. Какой ей быть — это в значительной степени определяется людьми, окружающими подростка. Окружа ют же его, как правило, разные люди,— от дурного влияния некоторых из них надо оберегать юного человека. Размышляя над творчеством Н. Печер ского, убеждаешься в справедливости слов В. Г. Белинского о том, что талантливая дет ская книжка интересна и для взрослого чи тателя. Н. Печерский нередко описывает жизнен ные ситуации, предлагая нам самостоятель но решать, правы или нет его взрослые герои, разумно ли они решают педагогиче ские проблемы. Писатель приглашает нас оценить отношение взрослых героев к под росткам и задуматься, как бы мы поступили на их месте: права ли мать Ваняты Пузыре- ва (повесть «Будь моим сыном»), скрывая от сына, что у него недостойный отец? Мать' «сотворила легенду»: «В тайге, где строили новый завод, случился от молнии пожар. Отец, спасая с рабочими стройку, сгорел в глухой, объятой пламенем чаще. Его даже похоронить не смогли. Много лет спустя среди гарей нашли только медную пряжку с темной расплавленной звездой. Это была пряжка от ремня, который носил отец. На память о прошлом у Пузыревых ос тался лишь портрет отца в узенькой сосно вой рамке». Несколько раз встретится эта художест венная деталь — портрет отца. В самых раз ных жизненных ситуациях — то с надеждой, то с укоризной — будет смотреть на него подросток Ванята, всматриваясь в знакомые только по портрету отцовские черты. Ванята получает от своего друга Гриши письмо, из которого узнает то, что так тща тельно скрывает мать: «...у нас болтают, будто у тебя есть отец и он совсем не по гиб. Он бросил в тайге рабочих, а сам удрал. Он сидел в тюрьме, а потом его об ратно выпустили. Раньше в селе об этом не знали, а потом узнали, потому что твой отец написал Фроське, которая работает у нас в магази не. Он хотел на ней жениться и сделать своей женой. В селе думают, через это твоя мама и уехала из села. Она узнала,, что твой отец заявится сюда и тебе будет обидно и жал ко, что у тебя оказался такой отец». Для подростка, который раньше пред ставлял себе отца героем, овеянным леген дой, такое письмо — настоящее потрясение. Правда, тут мы не можем не упрекнуть Н. Печерского: после этого эпизода он иногда забывает раскрывать перемены в психологии героя. Нет сомнения, что такое известие об отце должно было перевернуть всю жизнь Ваняты. Возможно, это вылилось бы в ссору с матерью. Остается фактом, что в жизни подобная коллизия оказалась бы более острой, прямо скажем, конфликт ной. В повести же «углы сглажены». Правда, Н. Печерский пишет сильную, психологиче ски мотивированную сцену: Ванята бежит на вокзал, чтобы увидеть отца, и горько обижен, не встретив его на перроне. Но вернемся к вопросу: надо ли было матери Ваняты скрывать от сына правду? Однозначного ответа дать нельзя. Мать по- своему права, скрывая правду: она хочет уберечь сына от преждевременного разо чарования в людях и использует легенду о якобы геройской гибели отца в целях воспитания. Попробуйте упрекнуть ее за эту святую ложь, которую она совершает из высокогуманных целей! Другое дело, что каждой легенде прихо дит конец. Неокрепшего подростка может сломить суровая правда, может поразить его душу разъедающим скептицизмом. В его сознание может вкрасться мысль о том, что все плохи, что ложь носит вселен ский характер. Итак, с одной стороны, миф, сочиненный матерью, плох тем, что уж слишком он контрастен с реальным положением вещей. Но кто из родителей посмеет, глядя в чис тые глаза ребенка, рассказать жестокую правду, от которой даже у взрослого чело века седеют виски и начинает болеть серд це? Конечно, лучше иметь отца, которого нечего стыдиться, которым можно гордить ся. Но что же делать, если не все родители выдерживают экзамен на высокое звание отца!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2